Найти тему

Вавилон нашей эры

2008 год. Франция, Великобритания, США. Режиссер – Матьё Кассовиц. В ролях: Вин Дизель, Мишель Йео, Мелани Тьерри, Жерар Депардьё, Шарлотта Рэмплинг, Ламбер Вильсон, Марк Стронг

Время апокалипсиса: 2027 год

Причина апокалипсиса: третья мировая война

Масштаб апокалипсиса: Евразия

В России Кассовиц больше известен как актер. Это он пытался ограбить Брюса Уиллиса в начале «Пятого элемента», был любовником Амели Пулен в самом нежном и трогательном фильме Жана-Пьера Жене, агентом Моссада в спилберговском «Мюнхене» и самим Наполеоном Бонапартом в британской экранизации «Войны и мира».

Маттьё Кассовиц в фильме «Пятый элемент»
Маттьё Кассовиц в фильме «Пятый элемент»

Но несмотря на то, что актерской фильмографии Кассовица позавидовали бы многие современные российские (да и не только) артисты, сам Матьё видит себя режиссером. Возможно, не великим как Годар или Трюффо, но в любом случае очень амбициозным и многообещающим. Последнее небезосновательно.

Кассовиц - Наполеон
Кассовиц - Наполеон

Все оттого, что малыш Матьё вырос в семье французского режиссера венгерского происхождения Феликса Кассовица, в творческом окружении актрис и сценаристов, каскадеров и специалистов по кастингу. Но не стоит считать его мажором, золотым ребенком, попавшим в кино лишь по родительской протекции. Ведь уже в 1995 году 28-летний Кассовиц получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля за лучшую режиссуру. Артхаусная криминальная драма «Ненависть», в которой впервые блеснули будущие европейские кинозвезды Венсан Кассель и Саид Тагмауи, открыла молодому постановщику дорогу в серьезное кино, в Голливуд, к большим бюджетам и Оскарам.

Венсан Кассель тоже вырос в свете софитов, в семье знаменитого французского актера Жана-Пьера Касселя. Они даже сыграли вместе в «Багровых реках»
Венсан Кассель тоже вырос в свете софитов, в семье знаменитого французского актера Жана-Пьера Касселя. Они даже сыграли вместе в «Багровых реках»

После не очень хорошо принятой критиками, но вполне успешной в прокате «Готики», медицинском триллере с Холли Берри и Робертом Дауни-младшим, Кассовиц обратился к постапокалиптике, взяв за основу роман-антиутопию модного французского писателя Дантека «Дети Вавилона».

Дауни-младший в редкой для себя роли злодея. А история там очень лихо закручена, почти как в «Острове проклятых»
Дауни-младший в редкой для себя роли злодея. А история там очень лихо закручена, почти как в «Острове проклятых»

Проект финансировали 20th Century Fox и StudioCanal, при участии британских инвесторов. Актерский цех фильма тоже получился интернациональным. Главную роль дали американцу Вину Дизелю, которому надо было реабилитироваться после провала «Хроник Риддика». От Пятой республики в состав попали Мелани Тьерри, Ламбер Вильсон и сам Жерар Депардьё. Британскую империю представила дама-командор Шарлотта Рэмплинг и тогда ещё не такой звездный Марк Стронг. От имени Китая выступила Мишель Йео. А бонусом и сюрпризом стала эпизодическая роль, которую исполнил нападающий клуба НХЛ «Коламбус Блю Джекетс», уроженец Иркутска Дмитрий Воронков. На концептуальном уровне такой многонациональный состав очень подходил к названию.

На самом деле большинство «русских» сцен были сняты на окраинах Праги, застроенных «хрущевками».
На самом деле большинство «русских» сцен были сняты на окраинах Праги, застроенных «хрущевками».

Впрочем, русских или хотя бы русскоговорящих актеров Кассовицу стоило взять побольше. Ведь большая часть его фильма происходит на разоренных третьей мировой войной просторах бывшего СССР и его сателитов: Югославии, России, Казахстана и Киргизии.

После опустошительного и разрушительного, но, кажется, все же не атомного вооруженного конфликта Европа лежит в руинах. По косвенным уликам можно сделать вывод, что США в нем одержали победу, но не стали закреплять ее захватом территории, распространением культурного или экономического влияния, а просто бросили европейцев и азиатов биться друг с другом среди развалин советской инфраструктуры. Вообще в фильме до самого конца так и не объяснят кто с кем воевал, когда, почему, с чего все началось и чем закончилось.

Так или иначе американцы остались в Америке, сохранив комфортный образ жизни и необходимый уровень технологического развития, организовав вокруг своей территории непроходимый заслон из боевых беспилотников, которые автоматически уничтожают любые живые организмы, пытающиеся проникнуть через границу. Больше всего от них достается ни в чем не повинным белым медведям.

-7

Бывший американский спецназовец Туроп живет в полуразрушенной хрущевке в стране под названием Новая Сербия (правда, судя по карте она почему-то расположена где-то на территории Казахстана). В Штатах он объявлен террористом и не может вернуться домой, однако и в Евразии чувствует себя неплохо. Туроп попивает вино и уплетает жареного зайца с картошкой и луком, когда отряд вооруженных людей в камуфляже вышибает стену его дома, чтобы доставить протагониста к началу истории.

Через пару минут он оказывается внутри бэтээра, отделанного под лимузин. Где, утопая в кожаных диванах, морально разлагается один из величайших когда-то французских актеров Жерар Депардьё. За годы жизни Жерару множество раз приходилось бывать в России, и он без труда изображает сильный русский акцент, разговаривая с Туропом на каком-то франко-англо-русском суржике. Депардьё тут главный злодей, он передвигается по стране под конвоем из танков Т-90, руководит казахским отделением русской мафии и откликается на фамилию Горский.

Характерный нос Депардьё тут кажется еще слегка нарастили
Характерный нос Депардьё тут кажется еще слегка нарастили

Злодею очень нужно чтобы Дизель использовал свои смертоносные навыки и доставил из монастыря в Киргизии в Нью-Йорк двух монашек. За это он получит «чистый» американский паспорт, полмиллиона долларов, и больше никаких вопросов. Делать Туропу особенно нечего, терять тоже, так что он, скорее всего, согласился бы и без денег, но честь профессии обязывает.

Да, кстати об этом, гримеры Кассовица изрисовали Дизелю все руки русскими тюремными татуировками, сильнее остальных из которых выделяется слово «СЛОН» (в смысле – «смерть легавым от ножа»). Может быть поэтому его так любят показывать по российскому телевидению. Недели не проходит, чтоб Дизеля, Йео и Депардьё на русском танке не прокрутили по какому-нибудь Рен-ТВ или ТВ-1000.

Тут их не видно к сожалению
Тут их не видно к сожалению

В следующей сцене Дизель усаживает красавиц Аврору (Мелани Тьерри) и Ребекку (Мишель Йео) в ржавую «Чайку» с номерами города Ульяновска (может намек на Ленина и коммунизм, а может просто случайный номерной знак, найденный агентами Кассовица на какой-то румынской барахолке) и галантно уточняет комфортно ли им.

«Киргизский монастырь» снимался в Казахстане, в Чарынском каньоне, примерно в 200 километрах к востоку от города Алматы, недалеко от границы с Китаем.
«Киргизский монастырь» снимался в Казахстане, в Чарынском каньоне, примерно в 200 километрах к востоку от города Алматы, недалеко от границы с Китаем.

О комфорте придется позабыть довольно надолго. Ведь впереди несколько дней на поезде Троицк - Владивосток, круиз под Беринговым проливом на угнанной российской подлодке, снежное сафари сквозь белое безмолвие Аляски и все это в окружении русских головорезов, вооруженных автоматами Калашникова, боевых паркуристов, клонированных уссурийских тигров и суперпродвинутых американских беспилотников.

По ходу пьесы Дизелю множество раз приходится усомниться в своих пассажирках. Сначала он считает их какими-то мутными эскортницами, больными, сумасшедшими и даже живым биологическим оружием. Но правда оказывается несколько затейливей. Особенно когда малышка Аврора объявляет, что беременна. Вы только не подумайте на Дизеля, ведь это непорочное зачатие!

Судя по постеру Кассовиц, или, по крайней мере, его дизайнеры, замахивались на «Бегущего по лезвию» не меньше
Судя по постеру Кассовиц, или, по крайней мере, его дизайнеры, замахивались на «Бегущего по лезвию» не меньше

Кассовица потянуло на разные мистификации ещё когда он снимал «Багровые реки», воображая себя французским Финчером. Но американские критики не оценили его религиозный порыв. У «Вавилона» кажется вообще не было положительных отзывов. Нью-йоркские, лондонские, парижские, берлинские, лос-анджелесские и даже сиднейские журналисты неделями изливали на него потоки желчи, буквально не оставили камня на камне. Но самым яростным из всех критиков был сам Маттьё Кассовиц. Он обвинил в своем провале жадных и трусливых продюсеров Fox, вырезавших из его фильма почти 70 минут (из 160-ти), лишивших историю всей философии и оставивших в ней один экшен.

Кассовица не сложно понять. А поверить ему было бы ещё проще, если бы за два года до «Вавилона Н.Э.» в кинотеатрах всего мира не показывали фильм Альфонсо Куарона «Дитя человеческое».

Кадр из фильма «Дитя человеческое», 2006 год
Кадр из фильма «Дитя человеческое», 2006 год

В первой половине, вроде бы в меньшей степени порезанной корпоративными цензорами, Кассовиц копирует Куарона почти буквально и на уровне идеи и в нескольких характерных деталях. Во второй – чуть меньше, но все равно, если смотреть эти фильмы подряд, количество и уровень заимствования поражает (у них даже время действия совпадает – и там и там 2027 год).

Вроде бы тоже самое, только главный герой не пропитый и отчаявшийся эколог в отставке, а карикатурная гора мышц, Вин Дизель, который спит с пистолетом под подушкой. А вместо мрачного нуара в разрушенной Англии - развесистые заросли клюквы в поддельных казахских степях. Кассовиц использует тот же сюжет, только делает это менее талантливо, попсово, с явным прицелом на большую зрелищность и кассовость. И пролетает, конечно. «Вавилон» еле-еле отбил 70 млн бюджета и почти сразу был выпущен на DVD и продан на телевидение в надежде хоть как-то покрыть убытки.

Кассовиц и Дизель на «русской подводной лодке» в Норвегии
Кассовиц и Дизель на «русской подводной лодке» в Норвегии

Впрочем, время, вероятно, лечит, и сегодня этот французский вариант «Дитя человеческого» воспринимается уже не как наглый плагиат, а скорее некий курьез, ну такая вот эксцентрическая, более легкая вариация популярного сюжета, изначально заимствованного, кстати, из легендарного «Американского терминатора». Для тех, кто не любит весь этот наш безысходный адский мрачняк. Так что если вы хотите ещё раз взглянуть как Депардьё в золотой цепуре жрет жареную курицу, матерится и разъезжает на танке — Рен ТВ зажигает огни (хотя забавнее смотреть в оригнале и с субтитрами, тогда еще смешнее слушать как все эти американцы и французы там по-русски говорят).

Удачного просмотра.