Найти тему
Diana Purgina | UX/UI Designer

Типографика в веб-дизайне

Оглавление

В данной статье, я хочу рассказать о базовых принципах, которых следует придерживаться, чтобы дизайн продукта был удобным и понятным для пользователя.

Немного терминологии

Типографика – это набор правил оформления текстов, которые позволяют донести информацию до пользователя. Она обеспечивает единство композиции, расставляет акценты, грамотно и доступно рассказывает о продукте.

Она дает:

  • удобство и восприятие информации
  • профессиональный внешний вид
  • создание целостного образа бренда

Гарнитура (typeface) – семейство шрифтов, которое имеет разное начертание. Например, у шрифта Roboto есть слуначертания:

Начертания Roboto
Начертания Roboto

Гарнитура бывает двух видов: шрифты с засечками (антиква) и без засечек (гротеск).

Шрифт с засечками
Шрифт с засечками

Данные шрифты чаще всего вы можете увидеть в печатных продуктах. Они подчеркивают элегантность, премиальность и серьезность.

Шрифт без засечек
Шрифт без засечек

Данные шрифты используются чаще всего в веб интерфейсах. Гротеск в большинстве случаев выбирают, чтобы показать неформальность и простоту в общении с пользователем.

В зависимости от вашего проекта, вы можете самостоятельность подобрать шрифт, который лучше передаст тематику продукта.

Кегль – это высота букв (размер шрифта). Он измеряется в типографических пунктах – pt = px.

Интерлиньяж (межстрочный интервал) – это расстояние между базовыми линиями соседних строк.

Кернинг – это межбуквенное расстояние.

Разрыв абзацев (Paragraph break) – настройка расстояния между абзацами в одном текстовом блоке

С помощью этих терминов, мы обеспечиваем читабельность текста, расставляем акценты и доносим смысл продукта до пользователя.

Характеристика типографики

  1. Читаемость. Насколько удобен данный шрифт и легко воспринимаем для пользователя. Элементы, которые отвечают за это: шрифт, кегль, расстояние между буквами и строками, а также контраст (работа с цветом, жирностью и размером)
  2. Выравнивание. Есть 4 вида выравнивания: по левому краю, посередине, по правому краю и на всю ширину фрейма. Последний способ часто используют в статьях, где есть разбиение текста на колонки. Первый способ (по правому краю) чаще всего использую в веб-дизайне.
  3. Стилистика. Очень важно для каждого продукта подбирать свой шрифт. Часто данную характеристику используют в графическом дизайне (создание баннеров/карточек товаров). То есть, если вы делаете какой-то тематический сайт (игра например), то и шрифт нужно выбрать соответствующий – нестандартный, с засечками.
  4. Контраст. Важный элемент в создании типографики для каждого блока. За счет него можно построить последовательность чтения контента (куда пользователь в первую очередь обратит свой взгляд). Контраст достигается за счет цвета, жирности и размера.

Правила типографики

1. Создание и использование единого набора стилей шрифта. Перед началом создания дизайна, вы подбираете стилистику (цвет, шрифт итд). На данном этапе, в работе с типографикой, необходимо задать стили: заголовки (heading), основной текст (body), надписи (caption).

Пример оформления гайдлайна по типографике
Пример оформления гайдлайна по типографике

2. Использовать не более 3х шрифтов, а лучше 1-2. Если вы хотите подчеркнуть акцент на заголовках вашего проекта, то можно использовать шрифтовые пары.

Шрифтовая пара – это несколько шрифтов, которые хорошо сочетаются между собой. Задача заголовка - привлечь и акцентировать внимание, задача текста - донести информацию до пользователя.

Для чего это нужно?

  • структурирование информации (однако, этого можно достичь используя и 1 гарнитуру)
  • подача (это больше про бренд, который вы хотите преподнести)
  • эстетика (использование 2 разные гарнитуры позволит украсить дизайн и сделать его интересным для восприятия)

Примеры шрифтовых пар:

  • Alegreya Sans Regular и Alegreya Sans Extra bold
  • Trocchi и Source Sans Pro
  • SAOL и Helvetica / Lato / Open Sans Alegreya Sans /Georgia (использовать для англ)
  • Playfair Display и PT Sans / Open Sans / Lato
  • Oswald Lato / Open Sans / Helvetica

3. Оптимальная длина строки. Средний размер контейнера с текстом - 600/700пх. Слишком маленькие и слишком большие контейнеры делать не следуют, так как это будет трудно читаемо для пользователя.

4. Грамотное использование интерлиньяжа (межстрочное расстояние).

Запомните правило: к размеру (кеглю) текста прибавляйте его половину. То есть 16пх - интерлиньяж = 16+ (16/2) = 24.

Погрешности возможны в зависимости от гарнитуры, которую вы выбрали. В данном случае, вы должны смотреть на результат и подбирать межстрочное расстояние по визуалу.

5. Соблюдение контрастности. Для того, что текст был доступным для пользователя, а также вел пользователя по нужному следу продукта, необходимо правильно расставлять акценты. В этом помогает контрастность: размер, жирность и цвет.

Пример оформления заголовка и текста с учетом соблюдения контрастности
Пример оформления заголовка и текста с учетом соблюдения контрастности

6. Соблюдение смыслов. Чтобы текст правильно был донесен до пользователя необходимо правильно соотнести по смыслу элементы.

Пример оформления карточки с учетом смыслов
Пример оформления карточки с учетом смыслов

На данном примере, в случае «плохо» можно понять, что лейбл «новости» с датой относится к заголовку, а текст относится к кнопку. В данном случае, не понятно, это единый блок, или же разные.

В случае «хорошо» можно увидеть, что:

  • 1 ступень иерархии: заголовок + текст
  • 2 ступень: (заголовок+текст) + лейбл с датой
  • 3 ступень: ((заголовок+текст) + лейбл с датой) + кнопка

Это единый блок, который благодаря своей иерархии дает целостное представление о данном элементе.

Оптимальные размеры шрифтов для рабочего стола

Нет точных правил для размера шрифта, но есть несколько хороших практик, о которых следует подумать при разработке для настольных ПК (также есть рекомендации Google):

Body text (Основной текст) — размер шрифта должен составлять от 16 до 18 пикселей для удобочитаемости.

Headings (Заголовки) — заголовки должны быть примерно в 1,5-2 раза больше основного текста, чтобы создать достаточный контраст. Это будет означать, что если использование 18 пикселей для размера основного шрифта, тогда будет применено около 26-36 пикселей для заголовков.

Subtitle (Подзаголовки) — они должны быть немного меньше, чем размер заголовка, с некоторыми корректировками, такими как меньший вес, чтобы создать контраст между ними. Например, если использовались 36 пикселей для заголовка, то для подзаголовка использовать около 24-30 пикселей.

Caption – надписи. Их размеры 12пх / 10пх

Input fields (Поля ввода) — они должны точно соответствовать правилам основного текста.

Оптимальные размеры шрифтов для мобильных устройств

На мобильных устройствах меньше места для отображения контента. Кроме того, пользователи обычно держат устройства ближе к глазам, чем к экрану ноутбука или рабочего стола, а это значит, что ваши шрифты могут (и должны) быть меньше, чем на настольных компьютерах:

Body text (Основной текст) — размер шрифта для основного текста должен быть не менее 16 пикселей. В некоторых случаях можно уменьшить размер шрифта (например, если шрифт имеет необычно большие символы или используются прописные буквы), при этом минимальным размером будет 14 пикселей. Для контекста в Material Design от Google используется минимальный предлагаемый размер дополнительного шрифта в 14 пикселей, а в рекомендациях Apple — 15 пикселей.

Headings (Заголовки). Заголовки должны быть примерно в 1,3 раза больше, чем основной текст, чтобы создать достаточный контраст. Это будет означать, что если используется 16 пикселей для размера основного шрифта, то для заголовков должен использоваться ~ 22 пиксель.

Subheadings (Подзаголовки) — здесь тоже часто бывают уменьшены по сравнению с размером заголовка, но есть небольшая проблема, в которой подзаголовок может выглядеть слишком похожим на размер шрифта основного текста. По этой причине некоторые дизайнеры предпочитают визуально отличать подзаголовки за счет использования веса, форматирования, например курсива и межбуквенного интервала. Если использовался 22 пиксель для заголовка, можно выбрать 18 или 16 пикселей для подзаголовка, но с меньшим весом, чем заголовок или основной текст.

Caption – надписи. Их размеры 12пх / 10пх

Input fields (Поля ввода) — они должны точно соответствовать правилам основного текста.