Кто бы мог подумать, что обычные парижские такси сыграют свою роль в одном из величайших военных противостояний начала XX века? В сентябре 1914 года, во время Первой битвы на Марне, сотни такси спешно доставили французских резервистов на фронт, помогая сдержать германское наступление. Этот курьезный эпизод, ставший легендой Первой мировой войны, стал одним из символов провала грандиозного германского плана молниеносной войны, известного как план Шлиффена.
В начале XX века Германская империя стремительно набирала силу, превращаясь в одну из ведущих промышленных и военных держав. Ее лидеры, вдохновленные успехами прошлого и жаждущие расширения влияния, готовились к большой европейской войне. Ключевой фигурой, воплотившей эти амбиции в конкретный план, стал граф Альфред фон Шлиффен, начальник Генерального штаба с 1891 по 1905 год. Разработанный им план предусматривал решительную и стремительную победу над Францией, которая должна была ослабить главного противника Германии на континенте – Россию – и обеспечить Германии доминирующее положение в Европе.
План Шлиффена был основан на идее молниеносной войны (блицкрига). Германские армии, используя эффект неожиданности и сосредоточив около 80% своих сил на правом фланге, должны были быстро продвинуться через нейтральную Бельгию, обойти основные силы французской армии, сосредоточенные на франко-германской границе, и захватить Париж. Предполагаемый маршрут наступления пролегал через Льеж, Намюр, а затем поворачивал на юго-запад, в обход Парижа с запада.
Расчет строился на том, что Франция, связанная союзным договором с Россией, будет вынуждена бросить свои основные силы на восточный фронт, оставляя север страны практически беззащитным. Захват Парижа, по расчетам Шлиффена, должен был произойти в течение 6 недель, до того, как Россия сможет полностью мобилизовать свою армию. В случае успеха этого плана Германия могла бы диктовать условия мира Франции и ее союзникам, укрепив свое положение в Европе.
На первый взгляд, план Шлиффена казался безупречным. Германская армия была одной из лучших в мире, хорошо обученной и оснащенной, а ее транспортная система обеспечивала высокую скорость передвижения войск. Французская военная доктрина, основанная на принципе наступления и идее решительного сражения, казалось, только сыграет на руку немцам, позволив им окружить и разгромить основные силы противника.
Реальность, однако, оказалась далека от расчетов немецких стратегов. Уже в первые недели войны план Шлиффена начал давать сбои. Бельгийская армия, вопреки ожиданиям, оказала упорное сопротивление, задержав наступление германских войск у крепостей Льеж и Намюр. Более того, бельгийцы вели активные партизанские действия в тылу, нарушая коммуникации противника. Это дало время французскому командованию перебросить войска на север и укрепить оборону. Британский экспедиционный корпус, хоть и небольшой, но хорошо обученный и оснащенный, также внес свой вклад в срыв немецкого блицкрига.
К началу сентября 1914 года германские армии, измотанные длительным наступлением и понесшие значительные потери, вышли к реке Марне, в 50 километрах от Парижа. Французское командование, возглавляемое генералом Жофром, оценив ситуацию, решило дать генеральное сражение. Французский план контрнаступления также предусматривал отступление на Марну в случае прорыва немцев через Бельгию. Это позволяло сократить фронт и выиграть время для подхода резервов. Для успеха контрнаступления было необходимо срочно перебросить подкрепления из Парижа, и вот тут в игру вступил тот самый неожиданный фактор: решимость простых парижан защищать свою столицу. Генерал Галлиени, военный губернатор Парижа, приказал мобилизовать все доступные автомобили, включая парижские такси, для переброски резервистов на фронт. Эта импровизированная "армия в такси" стала неожиданным фактором, который немецкое командование не учитывало. Она позволила укрепить французский фланг и дала время для организации контрнаступления.
6 сентября 1914 года началась Первая битва на Марне. Французские войска, усиленные подкреплениями и поддержанные точной артиллерией, наводимой с помощью авиации, атаковали германские армии, вынудив их к отступлению. Битва продлилась неделю, и к 12 сентября немцы были отброшены на 60 километров к северу, за реку Эна. План Шлиффена окончательно провалился.
Помимо героического сопротивления парижан и их такси, были и другие причины, приведшие к провалу немецкого плана. Преемник Шлиффена, генерал фон Мольтке-младший, внес в план ряд изменений, ослабив правый фланг и увеличив силы, направленные против России, что замедлило наступление на Францию. Новые технологии, такие как пулеметы и артиллерия, оказались гораздо более эффективными в обороне, чем предполагалось, что затруднило прорыв немецкой пехоты. Наконец, Германия недооценила значение британского флота, который быстро установил блокаду немецкого побережья, лишив Германию возможности получать подкрепления и ресурсы из-за рубежа.
Битва на Марне стала символом не только крушения германских надежд на быструю победу, но и начала новой эпохи в военной истории – эпохи тотальной войны, в которой роль играли не только армии, но и целые народы, а вместе с ними и самые обычные парижские такси. План Шлиффена, задуманный как инструмент быстрой и решающей победы, обернулся для Германии затяжной и изнурительной окопной войной. Вместо триумфального шествия германские армии увязли в позиционных боях, которые истощили их силы и привели к поражению в 1918 году. Великая война, начавшаяся с надежд на блицкриг, превратилась в многолетнюю трагедию для всей Европы, наглядно продемонстрировав несостоятельность идей милитаризма и иллюзорность расчетов, основанных на грубой силе.