Одним из любимых аргументов любителей свободной и новой России является тот факт, что народ не вышел спасать Советский Союз. На мой взгляд, тут видна манипуляция. Перестройка, начавшаяся в 80-е годы, по мнению большинства жителей страны, была направлена на улучшение их жизни. Тем более ведь реформы же затеяла партия, а партия не могла ошибаться. К этой простой мысли советского человека приучали десятилетиями, начиная с Хрущёва. И то, что в итоге Советский Союз трещал по швам уже в условном 1988 году, многим было непонятно. Да и едва ли страну на тот момент могло что-то спасти. Вся же эта история с ГКЧП не более чем судороги обреченной страны. Вот и поговорим немного о том августе.
Да, если начать искать закономерности, то с августом у нас в стране много связано и этот год надо заметить тоже не стал исключением, но мы всё же перенесёмся в 1991 год. Люди, затеявшие всё это, едва ли не понимали, что шансов зацепиться за власть, у них нет. Зато их оппоненты отлично знали, что вот он шанс выставить коммунистов не просто врагами из прошлого, а ещё и врагами из настоящего. Ведь это они же собрались кататься на танках по Москве и мешать демократии. Ельцин на тот момент был на секундочку уже президентом. В должность он вступил 10 июля, и путч был направлен, получается против воли народа. За Ельцина же тогда проголосовали 57% избирателей. Другой вопрос, что никто не предполагал, чем всё это закончится, но опять же не из вакуума же появился Борис Николаевич. Его партия очень даже любила. И он был на хорошем счету.
То есть с точки зрения народа происходило нечто неправильное. Вот есть же президент, за которого проголосовали. Какое ещё тут ГКЧП? Этим явно промышляют враги, потому что Ельцин же свой, а тут какие-то мутные и непонятные люди. Глупо отрицать то, что поддержка на тот момент у Ельцина была просто запредельная.
Ирония в том, что люди-то по инерции воспринимали Ельцина ещё как советского руководителя и понятия не имели, что повлечёт подписание нового союзного договора. Зато это вдруг осознали ребята в кремле. Так и хочется спросить – а где же вы до этого были-то? Неужели не было понятно, в какую сторону двигается семимильными шагами страна? Сложно было этого не приметить, заседая в кремлевских кабинетах и наблюдая за тем, что вытворяет Горбачев. Только я так думаю, спасти Союз было невыполнимой задачей. Тем более бессмысленно тут обвинять в чем-то простых людей. Они не только не хотели выходить на улицу за каких-то председателей КГБ, они с удовольствием выходили против них.
До этого несколько лет людей накачивали историями о том, что кругом красный террор, Сталин лично уничтожил сто пятьсот миллионов человек и вообще надо бы добавить перемен в стране. Вот и добавили. Дальше началось головокружение от этих самых перемен, но никто в 1991 году не мог предполагать к чему страна даже не двигается, а буквально бежит. Так что с точки зрения народа спасать ничего было не надо. Наоборот надо было срочно менять страну и вершить историю. Опять же поддерживали это и в братских республиках, ну не могут же все эти руководители ошибаться?
Они и не ошибались. Просто обычные люди не понимали, какие цели преследуются. Прибалтика к моменту путча фактически уже ушла от влияния Москвы. Армения, Грузия и Молдавия так же не проводили никаких референдумов за сохранение СССР. То есть тоже отправились в самостоятельное плавание. И чего тут народ-то должен был спасать? Вот ту страну, которую называли тюрьмой народов? Так не бывает. Власть сама допустила распад и глупо перекладывать ответственность на обычного человека.
По большому счёту к августу 1991 года страны уже не существовало. Просто распад такой огромной махины дело ведь небыстрое. Надо поделить огромные запасы ресурсов, заводы, логистику, энергетику. Вот и делили. А народ тут как обычно оказался заложником политиков. Тех самых политиков, которые так и не понесли никакого наказания за свои поступки.
Ещё западники обожают вспомнить комсомольцев и пионеров, которые якобы должны были защищать какую-то там власть на улицах. Но защищать было уже нечего. Советский Союз, начиная с Хрущева, двигался к распаду, а в августе 1991 года спасать было уже нечего. Это были обломки некогда огромной и невероятной страны. Я бы даже сказал страны мечтателей дерзнувших изменить мир.
Только вот не хватило большевикам запаса прочности. Недоработали они процессы в партии. Это и погубило в итоге детище Ленина. Единственное что тут утешает так это то, что Китай глядя на эти события точно сделал правильные выводы. Только мы вот с вами не китайцы.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.