Интервью с Анной Соболевской - сценаристом фильма "МОЙ ДИКИЙ ДРУГ"
Я знаю, что история сценария складывалась долго и не просто. Почему, как вам кажется, в начале своего пути он не был востребован?
Мне кажется, тут дело не в том, что сценарий несколько лет был не востребован. Скорее, история ждала своего режиссёра и своих продюсеров, свою команду. И мне кажется, так и должно быть. Очень часто сценарии лежат, переписываются, ещё лежат, ещё переписываются - это определённый путь. Мне кажется, чтобы кино получилось, всё должно сойтись.
В данном случае так и произошло: когда сценарий обрёл режиссёра в лице Ани Курбатовой, продюсеров Григория Подземельного и Михаила Курбатова, мы уже все вместе работали над историей, вместе с соавторами, доработали сюжет, перепридумали героев, определились с посылом, который хотели бы донести до зрителей. История “повзрослела”, мы смогли найти в ней интересные смыслы и темы, на которые хотели бы поговорить как с детьми, так и со взрослыми. Тогда всё начало складываться, сценарий наконец был готов экранизации.
И потом уже Аня вместе с Михаилом и Григорием собрали такую команду, съёмочную группу, в которой каждый пропустил эту историю через своё сердце - и в итоге она получилась очень искренней, трогательной. Мне кажется, детское и семейное кино можно делать только так: от сердца, от души.
Как отнеслись к вашему сценарию в кинокомпании "Смарт Фильм"? Продюсеры влияли на ваше творчество?
Мы с продюсерами фильма работали над сценарием как одна команда. Это не первый наш проект и точно не последний. Я всегда прислушиваюсь к мнению продюсеров, потому что у них в этом всём самая сложная задача, больше всего ответственности, как мне кажется. Конкретно с Михаилом и Григорием мы всегда на одной волне, и если мы даже спорим о чём-то и расходимся во мнениях, как правило, из этого рождаются новые интересные идеи и решения. При этом, они ко мне как к автору тоже всегда прислушиваются и чаще всего мне доверяют - за что я им очень благодарна.
Вы дорабатывали сценарий совместно с режиссером картины Анной Курбатовой. Как вы взаимодействовали? В соавторах сценария указано еще несколько фамилий…
Работать с соавторами - это всегда очень интересно, получается, что у каждого автора есть свой взгляд, что обогащает историю, наполняет её. И с Аней, и с Надей Гончаровой мы уже сделали несколько проектов вместе, можно сказать, у нас сложившаяся команда.
Я очень люблю работать над сценарием совместно с режиссёром. Мне кажется, такая работа всегда более продуктивна, потому что Аня, например, смотрит на текст как режиссёр. Есть вещи, которые я не замечаю, нюансы съёмочного процесса, которые я даже могу не знать. В процессе написания у меня в голове “снимается” такой абстрактный фильм, а у Ани как у режиссёра - очень конкретный. Она сразу видит, как сцена будет “работать”, чего ей не хватает или, может, она стоит не в том месте.
Считаете ли вы, что ваша специализация - детское кино? В чем особенность создания сценария для детского фильма? Можете сравнить этот опыт с работой в других киножанрах?
Мне нравится работать в разных жанрах, но детское и семейное кино - это моя отдельная любовь. Я очень люблю писать про детей, я хорошо помню себя ребёнком, помню, о чём думала, как говорила, помню свой взгляд на “взрослый мир” - и в сценариях я очень часто обращаюсь к себе маленькой или к своей дочке. Помимо удовольствия от просмотра, мы часто ищем в кино и в литературе поддержку, ответы на какие-то вопросы, и в этом смысле мне очень нравится “разговаривать” с детьми через кино, это возможность донести до них важные и нужные мысли, и это очень ответственная и вдумчивая работа.
Особенность работы над детскими историями - это, как мне кажется, в первую очередь, честность. Дети тонко чувствуют и не терпят фальши. Какими бы сложными ни были темы фильмов, посыл должен быть искренним, честным, открытым и понятным. Я помню свои любимые детские фильмы, они меня вдохновляют до сих пор, и они очень сильно на меня повлияли. Я помню, как изменилось моё мнение, как начали формироваться какие-то взгляды. Это очень сильные впечатления, которые остались со мной до сих пор, и я понимаю, что наши истории точно так же могут на кого-то повлиять. Дети всё пропускают через сердце, и нужно быть очень осторожными, чтобы это нежное сердце тронуть, но не ранить.
Почему "Мой дикий друг" будет востребован зрителем, как вы считаете?
Во-первых, это выбор животного, и за это спасибо автору Ирине Ильинской.
Во-вторых, благодаря режиссёру Ане Курбатовой, оператору Сергею Чистякову, художнице по костюмам Надин Дей фильм получился безумно красивый, насыщенный, захватывающий. Невероятные места в окрестностях Екатеринбурга, сложная и очень бережная работа с животными в кадре. Актёры, создавшие классных персонажей, за которыми очень интересно наблюдать и которые вызывают самые разные эмоции. А главное, все проблемы и темы, затронутые в фильме, абсолютно универсальны, так или иначе, интересны и понятны маленьким зрителям и взрослым, которые одинаково сопереживают героям и особенно лисёнку. Также, я надеюсь, фильм оставляет светлые чувства, приятные впечатления, оставляет надежду, пробуждает какие-то личные воспоминания о детстве, о дружбе с животными.
Сколько в среднем идет работа над созданием сценария полнометражного фильма? На какие этапы вы бы разделили этот процесс?
Бывает, что история пишется на одном дыхании и до момента съёмок практически не меняется. Бывает несколько месяцев, от трёх до шести. Вообще, я стараюсь написать первый черновик как можно быстрее и работать уже с ним столько, сколько понадобится. В конце концов, искусство написания сценария - это искусство правок.
Какой совет вы бы дали начинающим авторам?
Совет начинающим авторам - не слушать советов и писать как можно больше о том, о чём хочется написать:)
Из более практических советов: я, например, часто надиктовываю диалоги, так они получаются более жизненными, естественными. Ещё люблю записывать фразочки моих друзей, знакомых. Я вообще постоянно делаю заметки: наброски сюжета, сцен, интересные речевые характеристики - всё это потом очень пригождается.
Обычно я начинаю работу над историей с карточек, раскладываю события, так называемые биты, - так постепенно рождается структура, на которую можно как будто посмотреть сверху, понять, где лучше всего будут работать поворотные пункты, легко экспериментировать, менять сцены местами. Сценарист и педагог Сид Филд рекомендовал использовать разный цвет карточек для актов сценария. Но мне больше нравится обозначать цветами героев и их линии. Это отлично работает при написании сериала.
Ещё для меня очень важна дисциплина: я всегда пишу план - сколько сцен я хочу написать сегодня, сколько завтра. Таким образом я понимаю, примерно через какое время у меня будет первый черновик. Естественно, как это обычно и бывает, план претерпевает изменения:)