Найти тему

Беги Вова, беги.... или о Гениях и Злодеях.

Беги Вова, беги.... или о Гениях и Злодеях.

1980 год. Весна.

На реке сошёл лёд. Пришло первое тепло. Я усиленно тренируюсь и бегаю каждый день. Скоро областные соревнования, и есть реальный шанс выбежать на первый взрослый разряд.

Однажды вечером неравнодушные к чужим проблемам родители обратились с неоднозначной просьбой:
"Вова, зайди, пожалуйста, после уроков к Коше. У его папы к тебе деловое предложение.".

Я пообещал.

С Игорьком (Кошей) мы были знакомы ещё с детского сада. Кличку он получил за выдающуюся стройность. Кощей - Коша, примитивная и жестокая детская логика.

Парень очень выгодно отличался от своих коллег по детскому саду, а потом и от одноклассников простым, но недосягаемым для остальных его современников качеством - Коша был гением и гением, одарённым разносторонне. И по этой видимо вполне достаточной для мелких ........(язык вражды) популярностью не пользовался и стабильно отгребал от "таких же как и все".
Однажды к нам в детсад приехала некая комиссия с целью отобрать талантливых ребятишек в музыкальную школу.
Из нестройного, отчаянно фальшивящего хора выбрали только его одного.
Коша, как человек разностороний и не чуждый прекрасным порывам, с удовольствием согласился на предложение заняться чем либо помимо гранита познания, но прозанимался там не долго - по обычной для гения причине. Поскольку успел освоить все музыкальные инструменты менее чем за полгода, и ему банально стало скучно.

В садике Коша, видимо, только из жалости к нам - негениям, периодически устраивал сеансы одновременной игры в шашки, и выиграть у него так никто и не сумел.
В школе шашки заменили шахматы....... но ничего не изменилось.
В свободное от самосовершенствования и познания сущего время он паял, пел в хоре, вышивал крестиком, изобретал вечный двигатель, пытался расшифровать геном человека и.........

Все школьные предметы давались этому парню легко, и пока мы скрипели мозгами, пытаясь постичь арифметику, он уже легко брал интегралы.

Ко всему прочему, Коша обладал вздорным и склочным характером, что усугубляло ситуацию. Разумеется, оппонентов это бесило, и Коша частенько бывал бит.

Наши с этим неформалом родители приятельствовали.
Поэтому мне довольно часто приходилось за него "впрягаться". Что с течением времени вошло уже в привычку и стало почти что ритуалом - Коша "косячит" Вова "разруливает".
Рутина.

В субботу после уроков мы с Кошей направились к нему домой.
Его папа ожидал нас с явным нетерпением, и когда мы пришли, он мгновенно выпер жену в гости к подружке и задвинул речь.
Коша старший не стал ходить вокруг да около, а сразу взял "быка за рога". Среди прочего было сказано, что:
"В здоровом теле здоровый дух".
"В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.....".

Я был терпелив и вежлив до отвращения, поэтому без лишних вопросов согласился с концепцией и поинтересовался, чем могу быть полезен.
Тогда Кошей старшим торжественно было заявлено, что Игорёк решил посвятить себя спорту. Они с сыном всё тщательно взвесили, и была поставлена задача стать:
"Быстрее, выше, сильнее, ...." ну а я удостоился чести быть личным тренером и наставником.
Кошу отдавали в моё полное распоряжение с непременным условием, что максимум за полгода я сделаю из него будущего олимпийского чемпиона.

Спортивным секциям папа не доверял.

Мы в ответе за тех, кого приручили.
Первую тренировку решено было провести в воскресенье. Я назначил время встречи, и мы расстались.

На следующий день я постучал в знакомую дверь. Мне открыли, и я стал свидетелем сборов на "ТРЕНИРОВКУ".
Воспользовавшись правом монополии на Кошино спортивное будущее, я содрал с него три лишних свитера и двое тёплых штанов.

Протесты бабушки были проигнорированы, и мы пошли на выход.
И тут нам вслед прозвучало:
"Владимир, можно Вас на минутку. Игорь, подождёт во дворе. Это ненадолго".

Мама будущего чемпиона пользовалась моим искренним восхищением и уважением. Пользовалась вполне заслуженно - за ум, тонкость обхождения и четвёртый размер груди.

В этот раз уже мама выперла папу в гости к другу.
Мы прошли на кухню. Кошина мама откашлялась и.... видимо, по уже устоявшейся семейной традиции двинула речь.

Начало речи было как под копирку списано с папиной.
Продекларировав уже известные мне ценности, она перешла к сути. Суть заключалась в отличии взглядов родителей на светлое будущее их общего сына.
Папа был за спорт и маскулинность. Мама за творчество и науку. К консенсусу они прийти не смогли, а половинчатых решений избегали.

Кошина мама в борьбе за его светлое будущее хотела по женским меркам немногое, что означает абсолютно всё. И первой в этой борьбе двух могучих интеллектов поставила задачу перетянуть "тренера" на свою сторону и перевербовать.

Мне было пофиг, за кого "сражаться" - я просто выполнял просьбу своих родителей. Поэтому я выслушал маму Игорька изначально без должного внимания и только из вежливости.

В отличии от непрактичного папы, мама сразу перешла к торгу.
Мне были обещаны любые ништяки. Условие было только одно - я "воюю" на её стороне.
Предложения мамы были весомыми и соблазнительными. Подробностей я уже "не помню", но что - то вроде обещания делать за меня уроки до окончания школы или показать сиськи. Когда тебе 14 лет, то это очень заманчиво.

Друзьями мы с Кошей никогда не считались - просто довольно долго по независящим от нас обстоятельствам вынуждены были проводить вместе много времени.
По этой банальной причине я, помятуя о обещанных ништяках без всяких сожалений и сострадания к будущей жертве социального эксперимента, с радостью его "слил", вступив в "преступный" сговор.

Предложение Кошиной родительницы было незатейливым, как промокашка.
Моя задача была его "умотать". Измотать морально и физически парня настолько, чтобы он навсегда возненавидел спорт и любые физические нагрузки:
"Владимир, я хочу только одного - чтобы он держался от спорта насколько возможно подальше и относился к нему с опаской. Пусть почувствует себя как протестант в Белфасте".

Когда мы с Кошиной мамой поклялись на крови, и заговор вступил в законную силу то, не сговариваясь, одновременно посмотрели в окно.
Будущая жертва социального эксперимента ещё не догадывалась, что тучи над ним уже сгустились, и его только что предали самым бессовестным образом.
И поэтому, ничего не подозревая, разминалась и рыла в нетерпении копытцем землю.
Из Кошиных лопоухих ушей шёл пар, из ноздрей валил дым, и в каждом его движении была мечта о рекордах и спортивной славе.

Сердца наши сжались от жалости.

Коша вступил на тернистый путь.

Он не дойдёт до вершины.

Друзья уже предали его.

На минуту я проявил слабость и едва не сдал назад:
"Может, не надо? Жалко парня. Подорвём его веру в человечество.".
Мама была кремень:
"Надо, Вова. Надо. Подумай, сколько пользы он принесёт обществу, если не будет тратить время на ерунду. Цивилизация надеется на него.".

И мы побежали.

Я, как и было договорено, сразу взял довольно бодрый темп. Сверхмотивированный Коша не отставал.

Сзади слышалось бодрое погромыхивание костей и скрип суставов. Звуки напоминали о старом фрегате, попавшем в шторм, когда вся его оснастка пытается развалиться и издаёт предсмертные хрипы и стоны.
Примерно через километр к исполнению этой симфонии добавились новые инструменты. Загрохотали литавры - это оглушительно стучало сердце будущего олимпийского чемпиона. Затрубили слоны - это были звуки его тяжёлого, прерывистого дыхания.
Спустя ещё один километр "оркестр" стал сбоить. Звуки музыки становились всё тише и тише. Коша "сдох" и начал отставать. Потом он вполне предсказуемо остановился и заявил, что на сегодня с него хватит, а завтра продолжим.

По моему разумению, стойкого эффекта отвращения к физическим упражнениям мы ещё не добились, а жертва заговора уже пыталась "слиться".
Нужна была мощная мотивация. Конечно, я нашёл слова:
"Коша, ты просто молодец. У тебя такой явный прогресс. Ты добился за день того, на что люди тратят месяцы. Надо использовать свой потенциал. С такими задатками запросто попасть в сборную страны по лёгкой атлетике. Пробежали всего два километра, а ты уже на 30% Аполлон. Если тебя сейчас увидит (Наташка Светка Ирка .....), то влюбится сразу и навсегда. ".

По своему богатому опыту в беге на длинные дистанции я точно знал, что скоро у него включится "второе дыхание", и когда оно срабатывает, то организм легко переносит любые, даже непосильные для него нагрузки.
Жестокая расплата приходит потом - вот на это и был мой подлый расчёт.

Так, собственно говоря, всё и вышло.

Ещё с километр его пришлось тащить на пинках и лести, ну а потом Коша пришёл в себя, и мы весело отмотали верные 10 км. В принципе, с клиентом можно было уже и заканчивать, но я привык всё делать на совесть и мы приступили к упражнениям на растяжку.

После была скакалка и турник.

Закончили выступления водными процедурами.
Я загнал своего ученика в речку. Погонял его в ледяной воде несколько минут, потом растёр. После объявил, что на сегодня вполне достаточно.
После купания в холодной воде всегда и у всех без исключения наступает эйфория и необычайная лёгкость. Усталость снимает как рукой. Я коварно этим воспользовался, и домой мы вернулись бегом.

Коша чувствовал себя на отлично. Громыхания костей было почти неслышно, а скрип суставов вообще исчез. Уже ближе к дому Коша настолько поверил в себя, что стал наглеть и начал своего тренера подгонять, чем очень утешил и снял лежащий на душе груз предательства доверившегося мне человека.
Ну а после его самонадеянного заявления:
"Вот смотри, Вова, я бегаю в первый раз, и у меня получается уже лучше, чем у тебя, тренирующегося годами. Спорим, я сейчас ускорюсь, и ты меня не догонишь? Да, я через месяц сам буду тебя тренировать." - моя совесть окончательно успокоилась.

По окончании тренировочного дня нас ждала торжественая встреча.
Папа и бабушка были счастливы. Кошино лицо было свежо и румяно, выгодно отличаясь от его обычного зеленоватого цвета.

Мама, как смогла, изобразила восторг и восщищение спортивным подвигом. Потом посмотрела на меня. В её взгляде был укор сомнения и вопрос:
"Ты что, Вовка, натворил? Как быть и что делать? ".
Я подал знак, что всё в порядке и цель заговора достигнута. Пациент скорее мёртв, чем жив. Надо только немного подождать. Завтра его настигнет крепатура и.......

Я, пошатываясь от усталости, побежал домой. На сегодня и для меня было достаточно. Обычно такими самоистязаниями нечасто приходится заниматься.

Наступил понедельник.
Коша в школе не появился.
Вполне ожидаемо.
Не было его и в следующие два дня.
В четверг он нарисовался и был скорее жив, чем мёртв. Правда, двигался очень своеобразно. Очень короткими шагами и боком.

На мой вопрос о следующей тренировке ответил уклончиво: "Что он завсегда, но вот только родители возражают".

В следующее воскресенье я вновь постучал в знакомую дверь.
Мне открыли, и я стал свидетелем не сборов на "ТРЕНИРОВКУ".
Папа, пряча глаза, поведал, что спорт это здорово. Но сейчас для Коши настало непростое время. Ему надо готовиться к олимпиадам по физике, химии, математике, метанию бисера, заключительному концерту духового оркестра, чемпионату мира по Го и................
А потом, конечно, только спорт. Ведь безусловно:
"В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.....".

Мама Игорька сияла от счастья. Она стояла за спиной Коши старшего, сложив пальцы в "козу". Выглядело это задорно и двусмысленно. Истолковать можно было как радость от победы и как "рога" для поверженного "неприятеля".

Заговор удался.

Коша получил стойкую идиосинкразию к спорту и, вполне возможно, пожизненую. "Пессимизм духа, оптимизм воли. " (Антонио Грамши).

Кошина мама была честным и глубоко порядочным заговорщиком и выполнила все взятые на себя обязательства. Ништяки превзошли все мои скромные ожидания.
Я никому не рассказал о вознаграждении тогда, умолчу и сейчас.

P. S. Я долго не был уверен, что поступил правильно. Сейчас уверен, что да. Мир приобрёл выдающегося учёного, а не довольно среднего спортсмена.
Гении не должны размениваться на мелочи. Такие, как Коша, двигают вперёд науку. Изобретают новое и доселе невиданное. На них держится мир. Ими построена цивилизация.
Возможно, тогда я совершил свой самый важный поступок в жизни. Сохранил для человечества надежду на будущее.
А может нет. Я не знаю.
Кошу забрали от нас в начале девятого класса. Предложили место в "питомнике" для гениев. После мы не общались. Где он и что с ним я не знаю. В интернете его следов обнаружить не удалось.
Прости меня, друг.