Всем привет. Сегодня хочу начать статью с вопроса «в зал» - Как Вы выбираете книгу для чтения?
Про себя могу сказать однозначно. Я в первую очередь обращаю внимание на аннотацию, а потом уже читаю отзывы и рекомендации. Но очень часто, после прочтения произведения, начинаешь понимать, что аннотация к книге не соответствует общей идее и проблематике, которую раскрывает автор в своей работе.
Во всемирный день книголюбов на глаза мне попался пост с подборкой книг по данной тематике. Из всего списка меня заинтересовало произведение Патрика Федра «Библиотека утрат и находок».
Яркое название привлекает внимание, а аннотация пробуждает любопытство:
«Марта Сторм – библиотекарь, потому она всегда легче сходилась с книгами, чем с людьми. Однажды под дверью она обнаруживает посылку, в которой оказывается книга сказок с дарственной надписью от ее бабушки Зельды, адресованной лично ей. Но Зельда умерла при загадочных обстоятельствах много лет назад. Когда Марта находит в книге подсказку о том, что бабушка может быть по-прежнему жива, она решает во что бы то ни стало выяснить правду и раскрывает семейную тайну, которая перевернет ее жизнь навсегда.»
Создатели аннотации интригуют потенциального читателя «приветом из прошлого», намекая, что семейные тайны являются лейтмотивом всего произведения. Но, на мой взгляд, роман Патрика Федра, в первую очередь, о жертве и жертвенности, об эгоизме и побеге от себя, а сюжет произведения – это маленький кусочек жизни, который не имеет ни возраста, ни национальности, ни территориальных границ.
По литературным канонам в романе есть главный герой (а точнее героиня) Марта Сторм и второстепенный персонажи. Но чем глубже погружаешься в сюжет произведения, тем отчетливее начинаешь понимать, что главными героями являются все члены семьи Сторм, а Марта — это проводник по закоулкам жизни главных героев.
На первых страницах романа Патрик Федра знакомит на с Мартой, одинокой женщиной сорока лет, которая работает библиотекарем-волонтером. Вся жизнь ее подчинена, как бы странно это не звучало, блокноту чудо-женщины, где Марта записывает дела, которые ей нужно сделать. Но нужно отметить, что список состоит из «одолжений» соседям, местной школе, сестре. Для жителей приморского городка Марта Сторм – палочка-выручалочка, которая и белье постирает, и за рыбками посмотрит, да еще и корм для них купит за свой счет.
«….почти весь пол был оккупирован этими «одолжениями».
А разложено все так было для удобства – рассмотреть, оценить и решить, за что взяться прежде всего. И сделать пометку в блокноте: зеленые галочки – выполнено, янтарно-желтые звездочки – в процессе, красные точки – потерпит. Занятость сродни чистоплотности.»
Жизнь Марты начинает меняться 14 февраля, когда у дверей библиотеки оставляют потрепанную книгу сказок с дарственной надписью:
«Июнь 1985
Моей дорогой Марте Сторм
Блистай всегда.
Зельда»
«Что особенного в дарственной надписи и книге?» —спросите Вы.
Ответ прост. Книгу подписала бабушка Марты через три года после своей смерти, а в книге напечатаны сказки, которые сочиняла Зельда и маленькая Марта. Вот такой привет из прошлого.
Растерянная Марта рассказывает о произошедшем единственному родному человеку – младшей сестре Лилиан, но не находит понимания. Лилиан занята своей жизнью, своим браком, который находится на грани развала, а упоминание Зельды, превращает ее в стерву:
«– А тебе никогда не было интересно, что с ней стало?
– Мы и так знаем. Она умерла больше тридцати лет назад.
– Мне всегда казалось, что мама с папой нам чего-то недоговаривают насчет ее смерти…
– Марта, ну ты даешь! – Голос Лилиан сделался резким. – Мы были маленькими. Нам что, отчет о вскрытии надо было предъявить? В любом случае старовата ты уже для сказок.
От такой колючей реакции плечи Марты непроизвольно дернулись. Сказки хороши в любом возрасте, – подумала она. ….
– Послушай, – сказала Лилиан, – просто поставь ее на полку и забудь. У тебя и без того есть чем заняться. Я к тебе на днях заеду, хорошо?
И она отключилась.
Марта смотрела на трубку и слушала короткие гудки. Никогда еще сестра не казалась такой огорченной – неужели Марта слишком на нее давила? Она мысленно сделала зарубку поскорее доделать брюки для Уилла, лишь бы только Лилиан снова улыбнулась.»
Как часто, небрежно брошенными словами, обижают самых близких людей? Как часто страх одиночества становится благотворной почвой для развития эгоизма и потребительского отношения со стороны родных людей?
Именно такие вопросы возникают в голове, после прочтения данного эпизода. Если посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, можно сказать, что Марта сама виновата, она сама позволяет такое отношение по отношению к себе.
Попытки найти правых и виноватых, на мой взгляд, бесполезны. Всегда нужно искать корень проблемы. И как раз для этого, автор вводит вторую линию повествования, перенося читателей в прошлое, где на первый план выходит старшее поколение семьи Сторм – мать Бетти, отец Томас и бабушка Зельда.
Треугольник отношений «Бетти – Томас – Зельда» всегда был проблемным. Бетти 19 лет, Томасу почти сорок. И отношения между супругами всегда строились на главенстве мужа. Томас решал в семье все – какие книги читают Марта и Лилиан, какую одежду носят, где проходят семейные праздники, кто вхож в их дом. У Бетти не было права голоса, любой бунт мягко подавлялся. Истинное предназначение женщины, – по его мнению, - «семья, дом, дети». И даже финансовые проблемы в семье не меняют его взгляды на мир. Зельда, в свою очередь, является раздражителем. Она неподвластно Томасу. Да еще и пытается «негативно» влиять на Бетти и Марту.
Вы спросите, а как же Лилиан? Лилиан – любимая, младшая, серьезная дочь, которой прощались все мелкие капризы. А для Марты отдушиной была Зельда, которая рассказывала сказки, дарила яркие игрушки и поддерживала творческие порывы Марты в написании своих сказок.
Но, что заставляет Бетти прогибаться под тирана-мужа? Любовь, страх или благодарность?
Прошлое и настоящее крепко связаны и без первого не бывает второго, но только человек решает, на каких кирпичиках прошлого он строит свое настоящее.
К сожалению, Марта сделала неверный выбор. Вместо создания своей семьи, она оставила своего любимого человека и посвятила свою молодость уходу за престарелыми родителями. А после их ухода, убегая от себя и жизненных разочарований, выбрала путь жертвенности, построив свою жизнь вокруг помощи неблагодарным окружающим. И только потерянная книга и моральная поддержка коллеги по библиотечному делу вернули в жизнь Марты любимую бабушку.
К сожалению, с возвращением Зельды в размеренную жизнь сестер Сторм, вернулась и семейная тайна, о которой не знала только старшая. Томас не отец Марты!
Только в конце романа, читатель понимает, что Бетти не столько любила Томаса, сколько была благодарна ему за то, что взял в жены беременной, поэтому и посвятила ему всю свою жизнь.
Но имела ли она право положить на жертвенный алтарь жизнь старшей дочери, ради комфорта мужа? Я считаю, что нет.
Если проанализировать весь текст, то можно сделать вывод – Бетти, Томас, Лилиан и Зельда по большей части вели себя как эгоистки. Бетти повесила на Марту миссию по созданию комфорта Томасу, когда перестала справляться с добровольно взятыми на себя обязательствами; Томас натянул себе на голову корону патриарха семьи, хоть с ролью добытчика не всегда справлялся; Лилиан свалила всю заботу о родителях на Марту, а сама строила свою семью и карьеру; Зельда тоже жила своей жизнью и исчезла из жизни внучек, оставив их один на один с тираном отцом.
Предательство родных встряхнуло Марту, и она начала жить для себя. Тем более, симпатичный торговец книгами все чаще приглашает ее на чашечку кофе.