Найти тему

Аутизм (синдром Аспергера или расстройство аутистического спектра)

Вы могли в разных источниках услышать про синдром Аспергера или расстройство аутистического спектра (РАС). Многие в социальных сетях начинают это популязировать, причисляя некоторым выдающимся знаменитостям этот синдром, но мало кто доподлинно понимает по каким именно критериям определяется РАС.

 

Для начала углубимся в историю появления синдрома Аспергера или РАС. Как вы могли уже догадаться названа она так в честь врача открывшего. Врач педиатр Аспергер оставил описание трудностей и способностей детей с РАС. Он наблюдал, что развитие социальной зрелости и социального интеллекта запаздывало, наблюдались значительные трудности у таких детей с контролем и передачей эмоций, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, эмпатия не столь развита, присутствует  также все поглощённость специфической темой или интересом, доминирующим среди прочих мыслей. Также педиатр заметил, что им часто требовалась материнская помощь в самообслуживании. Он описал заметную неуклюжесть, проявляющуюся в походке, не осталось незамеченным и то, что некоторые дети были особо чувствительны к отдельным запахам, звукам, текстурам, прикосновениям. 

Аспергер считал, что данные черты могут проявляться у детей от 2 до 3 лет, в некоторых случаях позже.

Итак что же нам известно о синдроме Аспергера или РАС. Расстройство имеет выраженную тенденцию сохраняться в подростковом и зрелом возрасте. Изредка в юношеском возрасте развиваются психопатические эпизоды.

Диагноз состоит из отсутствия значимой задержки речи или когнитивного развития (как при аутизме) и наличие качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Проблемы в общении могут быть или не быть, но наличие значительных отставаний в речи исключают диагноз. 

На данный момент для диагностики с 2014 года используются диагностические критерии DSM-5 (Diagnosticand Statistical Manual of mental disorders – Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания).

А. Устойчивые нарушения в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в различном контексте, проявляющиеся в настоящий момент или имеющееся в анамнезе в следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):

  1.   Нарушения в социально-эмоциональной взаимности; начиная, например, с аномального социального сближения и неудач с нормальным поддержанием диалога; к снижению обмена интересами, эмоциями, а также воздействию и реагированию; до неспособности инициировать или реагировать на социальные взаимодействия.
  2.   Нарушения в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; начиная, например, с плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации; к аномалии зрительного контакта и языка тела или нарушению понимания и использования невербальной коммуникации; до полного отсутствия мимики или жестов.
  3.   Нарушения в установлении, поддержании и понимании социальных взаимоотношений; начиная, например, с трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам; к трудности с участием в играх, в которых задействовано воображение, и с приобретением друзей; до видимого отсутствия интереса к сверстникам.

В. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в двух из следующих (примеры приведены для наглядности и не являются исчерпывающими, см. текст):

  1.   Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, речь или использование объектов (например, простые моторные стереотипии, выстраивание игрушек или махание объектами, эхолалия, идиосинкразические фразы).
  2.   Чрезмерная потребность в неизменности, негибкое следование правилам или схемам поведения, ритуализованные формы вербального или невербального поведения (например, резкий стресс при малейших изменениях, трудности с переключением внимания, негибкие шаблоны мышления, поздравительные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде).
  3.   Крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например, сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов или персеверации).
  4.   Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (например, видимое безразличие к боли или температуре окружающей среды, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, чрезмерное обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или объектами в движении).

С. Симптомы должны присутствовать в раннем периоде развития (но могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности, или быть замаскированы выученными стратегиями в дальнейшей жизни).

D. Симптомы вызывают клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования.

Е. Эти нарушения не объясняются ограниченными интеллектуальными возможностями (умственная отсталость) или общей задержкой развития. Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра часто сосуществуют; для диагностики коморбидности расстройства аутистического спектра и умственной отсталости социальная коммуникация должна быть ниже ожидаемой для общего уровня развития. (В данном случае имеется ввиду, что синдром Аспергера не связан с общей задержкой в развитии, но и не исключает такой вариант 

Клинический опыт врачей показывает, что есть три адаптации к этой особенности. Наиболее частая – склонность к замкнутости, застенчивости и самоанализу в социальных ситуациях, избегание или минимизация участия в разговорах; вторым способ является полная противоположность первой, а то есть – активный поиск общения с чрезмерной активностью и назойливостью, подавляющий тип общения без осознания неписаных правил вроде соблюдения личных границ. И третий наиболее редко проявляющийся – это упорное наблюдение и интеллектуальный анализ социального поведения и достижения социальной взаимности путем имитации и использования увиденного и выученного социального «сценария», основанного на логическом анализе, а не на интуиции.

Материал взят из книги Тони Эттвуда «Полное руководство по синдрому Аспергера» 2022 года.

P.S. Выше представлены лишь критерии определения РАС и занимательные примечания, для более детального изучения синдрома Аспергера советую ознакомиться с книгой более подробного.