Недавно, слушая одну из лекций духовного наставника и коуча Рами Блекта, я обратила внимание на один из приведенных им примеров. Смысл заключался в том, что персонаж известной по всему миру книги, Том Сойер, смог не только покрасить забор, как наказывала бабушка, но и сделать это весело, вовлекая других, так еще и зарабатывая на этом (немного аферистском) занятии!)
Тогда забавная мысль посетила меня – а, ведь, Том Сойер, мог применять рефрейминг!
Что такое рефрейминг и при чем тут Том Сойер?
Рефрейминг – это способ переоценки той или иной ситуации. Так, меняя смысл, придаваемый ситуации, меняется и отношение к ней. Как следствие, можно направить свое поведение в другое русло, а также подкорректировать реакции окружающих людей на то или иное событие.
Применить эту технологию НЛП несложно – нужно просто создать и назвать другой вариант интерпретации события.
НЛП (нейролингвистическое программирование) — это метод самосовершенствования, который позволяет развить навыки общения и добиться эффективных результатов в этой области. Также НЛП позволяет "перепрограммировать" себя и изменить привычные модели поведения.
Вот несколько ярких и запоминающихся примеров, показывающих, как работает рефрейминг:
1) – Меня раздражает мой начальник.
- Это говорит о твоём профессионализме. Если ты готов выполнять распоряжения человека, который тебе не нравится…
2) – Я вчера опоздал на работу на десть минут.
- У тебя хорошая память, если ты даже сегодня об этом помнишь.
3) – Ока – плохая машина.
- Зато маленькая и дешёвая.
4) На пеньке стоит Ёжик и кричит:
– Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на Ёжика. Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит:
– Я сильный, но легкий!
(Источник)
Этот подход называется разговорным рефреймингом. Так, в повседневной жизни можно заметить, что мы преимущественно реагируем на смыслы, придаваемые ситуации, нежели чем на то, что происходит фактически. Поэтому придавая событию определенную интерпретацию, можно изменить свое восприятие происходящего.
Очевидно, что в применении подобных НЛП-техник необходимо придерживаться этики, то есть использовать знания для развития своего мышления и улучшения качества проживаемых в жизни событий. А также для помощи окружающим в преодолении триггерных ситуаций или привычных негативных паттернов мышления.
Том Сойер – НЛПер?
Наш герой, юркий, жизнерадостный и бойкий мальчик Том Сойер, сам того не подозревая, зарефреймил отношение к покраске забора. Посмотрим, как менялось его отношение к этой вынужденной работе посреди летнего дня и как оно влияло на окружающих.
Сначала Тому вовсе не улыбалась перспектива потратить целый летний день на эту скучное занятие. К тому же, мальчишки бы точно его обсмеяли!
"Из ворот дома Сойеров появился Том с ведром известки и длинной кистью. Он оглядел забор, и радостное выражение мгновенно слетело с его лица. Душа Тома погрузилась в глубокое уныние. Забор представлял собой сооружение длиной около двадцати пяти метров и высотой чуть меньше трех. Наказание, наложенное тетей Полли, заключалось в том, что провинившийся племянник должен был всю субботу производить малярные работы, а проще говоря – красить забор." *
Далее герой увеличивает нарастание грусти и досады своими же мыслями о данном событии:
"Том вспомнил, как весело собирался провести этот выходной день, и горе его возросло еще больше. Скоро другие мальчики выйдут на улицу и отправятся в разные интересные места. Нет сомнений, что они будут издеваться над тем, что Тома заставили работать. Надо заметить, что Том терпеть не мог, когда над ним смеялись."
Однако, кажется, природная чуйка и врожденная жизнерадостность взяли вверх над пессимизмом Тома. Прекрасная мысль зародилась в его сознании – сделать из проигрыша победу, перевернуть ситуацию в свою пользу. Кажется, юный авантюрист понял, что если красить забор с унылым видом, показывая всем окружающим, как тягостно это наказание, то и они отнесутся к этому соответственно. Если же возвести в абсолют это увлекательнейшее из всех летних развлечений занятие – в наблюдателях тоже проснется живой интерес. Так он и поступил.
"В эту мрачную минуту Тома вдруг осенило. Блестящая, гениальная мысль, настоящее вдохновение!"
Как он и ожидал, к нему подошел приятель с отчетливо выраженным намерением позлорадствовать. Однако Том не растерялся:
– Что, Том, работать заставляют? – небрежно бросил Бен.
Том резко обернулся в его сторону и подскочил, будто от неожиданности.
– Фу, это ты, Бен, – облегченно протянул он. – Я и не заметил.
– Слушай, я иду купаться, – деловито продолжал Бен. – Хочешь тоже пойти? Хотя, нет, конечно. Тебе придется работать.
Том пристально посмотрел на Бена.
– О какой работе ты говоришь?
– Как, то есть? Это, по-твоему, не работа, что ли?
Бен насмешливо кивнул в сторону забора. Том снова взялся за кисть.
– Кому как, – невозмутимо ответил он. – Может, работа, а может, и нет. Я знаю одно: Тому Сойеру она нравится.
– Чего? Ты хочешь сказать, что ты любишь белить заборы?
Том равномерно задвигал кистью по шершавой доске.
– А почему ты так удивляешься? Тебе что, каждый день достается белить забор, Бен?
И вот, "дело приняло совсем другой оборот. Бен перестал жевать яблоко. Том осторожно водил кистью вверх-вниз, останавливаясь время от времени, чтобы отойти на пару шагов и полюбоваться результатом. Бен следил за каждым его движением, проявляя все большую заинтересованность."
Как мы знаем, не долго думая, Бен выразил острое желание красить забор вместо Тома, а за ним и Билли, и Джонни... Ему даже пришлось брать плату с мальчишек, чтобы они могли поучаствовать в покраске. А что, ведь нам действительно не каждый день достается белить забор!)
. . .
Как ни странно, эта детская история очень красочно и емко описывает участие человека в восприятии тех или иных событий. Почему бы и не поучиться у Тома Сойера не воспринимать повседневные кочки на пути жизни с юмором...
* Текст здесь и далее: Источник