Один из часто задаваемых вопросов : почему если я плачу коммерческий утилизационный сбор , а не могу привезти за год еще несколько машин ?
Логично для человека , не логично для таможни . Расскажу почему и даже укажу нормативные акты , что бы раз и на всегда поставить все точки над «и» , и высылать ссылку на данную статью при очередной простой объяснить «почему ?»
Утилизационный сбор — обязательный разовый платеж в государственный бюджет, который платят импортёры, производители автомобилей и других транспортных средств (ТС), специальной техники, самоходных машин и прицепов.
Данный вид платежа не является таможенным платежом , однако контроль за его уплатой и списанием поручен именно федеральной таможенной службе .
Нормативный документ который устанавливает правила взимания данного сбора это постановление правительства рф N1291 от 26.12.2013. В который уже за последние два года не однократно вносились изменения и сейчас до действует в редакции поправок от 13.02.2024 г.
Оформление же автомобиля физическими лицами регламентируется документом совершенно другого уровня , не государственного а межгосударственного и действует на территориях союзных государств входящих в ЕАЭС . Документ называется - решение : Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования"
Однако, если его прочитать полностью, в этом документе мы не найдем установленной нормы 1 автомобиль в год. Так откуда взялось это негласное правило ?
Дело в том , что товарами для личного пользования являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Именно этим понятием манипулирует таможенный орган .
Откуда тогда срок в 1 год ?
Здесь есть ряд предположений а не утверждений :
⁃ В программу которой работает инспектор интегрирована система управления рисками (СУР), скорее все при настройке показателя срабатывания мер контроля , программным путем установлен срок 1 год с момента выпуска в свободное обращение предыдущего автомобиля
⁃ Так же есть вероятность существования внутреннего на уровне акцизных таможен распоряжения высшего руководства, где должные лица не гласно должны контролировать данный параметр
Что же делать если так вышло что заказали случайно второй автомобиль ранее года на одно и тоже физ лицо ?
Пути два, только один из них практически не проходим !!
1 путь «не проходимый» : задекларировать автомобиль по ГТД, то есть подать грузовую декларацию как это делают юридические лица , только на физ лицо. Вся беда в том что ЦЭД к таким декларациям относится отрицательно. Уже накоплена определенная практика отказов в выпуске по таким ситуациям . А все дело в том что цэд ( центр электронного декларирования ) рассматривает такие декларации как коммерческие , так как для личных нужд автомобиль нужно оформлять по пассажирской декларации . По мимо этого существует еще технический регламент 018 о безопасности колесных транспортных средств, в рамках недавней позиции которого , как они выразились сами « понятийным аппаратом» трактовали ввоз по гтд коммерческой деятельностью, а следовательно в таком случае упрощенной процедуры сертификации регламентом не предусмотрено. Если только ….. торговая марка машины не включена в перечень торговых марок параллельного импорта .
2 путь «долго, сложно и дорого» В рамках процедуры декларирования в рамках пассажирской декларации , автомобиль заезжает в зтк и подаются документы . Таможенный орган при выявлении нарушения срока в 1 календарный год , должно брать с ввозящего автомобиль лица объяснения описывающие причины данного деяния и отправляет документы в центральную акцизную таможню . Это про слово сложно . Дальше процесс описываться словами долго и дорого , долго от 1,5 недели до 1 мес, дорого - за стоянку автомобиля на свх может накапать не маленькая сумма . Ну и вишенка на торте , есть конечно вероятность отказа, хотя в моей практике пока несчастным физикам которые не знали правил пока не отказывают .
Мораль статьи заключается в том что : дорогие подписчики , читайте законы или обращайтесь к нам или коллегам по цеху что бы не попадать на долго,сложно и дорого !
Искренне ваша, Янина «Мира»