Соколов Сергей Леонидович - танкист, советский военачальник, Маршал Советского Союза. Был в строю 80 лет, с 20-летнего возраста и до самой смерти в сто лет. За свою воинскую карьеру дослуживался до министра обороны СССР, но не сработался с Горбачёвым. До этого был одним из руководителей действий советских войск в Афганистане, за что был награждён звездой героя Советского Союза.
Лучше всего о человеке рассказывает он сам. Но не его слова, а его поступки, поведение в той или иной ситуации. Вот воспоминания о Соколове его коллеги Петрова Василия Ивановича:
На заседании в Генштабе 1960-е годы:
"Я представился моложавому, подтянутому, атлетически сложенному генерал-полковнику Сергею Леонидовичу Соколову...
Генералы Огарков, Соколов и я последними заканчивали оформление решения. К нам подошел министр обороны и, улыбаясь, заметил:
- Огарков и Соколов, безусловно, хотят решить только на отлично. А как дела у Петрова?
- Трудновато, товарищ Маршал Советского Союза. Театра военных действий не знаю - в Германии не воевал и не служил, а здесь сплошные населенные пункты...
- Вы решаете задачу в роли командующего фронтом. Обход и охват населенных пунктов - дело тактики...
Генерал Соколов сложил свою карту и подошел ко мне в готовности выручить меня, но этого не потребовалось - я уже самостоятельно управился с делом.
Так произошло наше первое знакомство с Сергеем Леонидовичем. Про себя я тогда отметил, что он, кажется, не очень разговорчив, но, видно, щедр душой. Последнее не раз подтверждалось впоследствии".
Инспекция войск 1970-е:
"Он потребовал продемонстрировать проход команд и сигналов с КП командира дивизии на позиции дивизионов. Возвратясь, поднял одну авиаэскадрилью по тревоге и приказал удалиться в глубь океана на 100 км, сделать разворот и обозначить нападение авиации противника на аэродром Анадырь. Вторая авиационная эскадрилья осталась на аэродроме, новой задачи не получала. С получением сигналов от РТС о целях была поднята и вторая авиационная эскадрилья. Она не успела произвести взлет, как была подвергнута удару.
- Делайте сами вывод, - обращаясь к комдиву, сказал Сергей Леонидович.
Когда я предложил ужин, Соколов возразил:
- Нет, мы еще побываем на КП дивизии, послушаем начальника гарнизона...
- А завтра? - спросил я.
- Полетим в Провидение (т.е. 500 км назад), подготовьте Ил. Вылет в 7 утра".
Воспоминания другого коллеги Алексея Дмитриевича Лизичева:
В должности министра обороны
"Поскольку инициативы по военным вопросам, исходящие от Горбачева, не всегда были достаточно продуманными, между членами "тройки" - министр иностранных дел Шеварднадзе, министр обороны Соколов и курировавший оборонную промышленность Л.Н. Зайков, - которая в рамках Политбюро занималась вопросами переговоров с США по ядерным и обычным вооружениям, начались споры. Сергей Леонидович принципиально отстаивал интересы наших Вооруженных Сил и соответственно страны. Шеварднадзе готов был пойти на недопустимые уступки США, а Зайков по негласному поручению Горбачева чаще всего выступал как арбитр.
Когда споры стали особенно жаркими, министр обороны пригласил меня, в ту пору начальника Главного политуправления, вместе с ним отправиться к Шеварднадзе. Под натиском веских, неопровержимых доводов Сергея Леонидовича Шеварднадзе вынужден был несколько поступиться своей позицией. Казалось, мы достигли "консенсуса", но это только казалось. После памятной встречи я почувствовал "прохладу" в своих отношениях с Горбачевым, который сдавал американцам в ущерб СССР одну позицию за другой...
Тандем Горбачев - Шеварднадзе, полностью определявший внешнеполитический курс страны, решил избавиться и от "несговорчивого" министра обороны (Соколова). Ждали удобного момента. Помог тот известный случай, который не прояснен до сих пор: "пролет Руста".
В ход были пущены все закулисные маневры. "Ведущую" роль тут играли Шеварднадзе, Лигачев и, конечно же, сам Горбачев. Главнокомандующего ПВО страны дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации А.И. Колдунова сняли с занимаемого им поста на самом заседании Политбюро. В заключение заседания с резкой речью выступил Горбачев. Обращаясь к маршалу Соколову, он сказал:
- Сергей Леонидович, я не сомневаюсь в вашей личной честности. Однако в сложившейся ситуации я на вашем месте подал бы в отставку".
Читайте нас
📺 Краткая биография маршала Соколова