Большое спасибо Алексею Арефьеву за сообщение об еще одном способе записи звука - о “Вариофоне" – электромузыкальном инструменте, разработанном нашим соотечественником музыкантом и изобретателем Евгением Шолпо совместно с музыковедом Георгием Римским-Корсаковым (внуком того самого композитора) и композитором Арсением Авраамовым в 1931 году.
Конечно, первые механические синтезаторы звука типа шарманки и музыкальных шкатулок были широко известны с 17 века, а то и раньше. Но в этик устройствах звук извлекался из механических музыкальных инструментов: колокольчиков, рожков и т.д.
В 1929 году Евгений Александрович посетил киностудию Ленфильм и познакомился там с оптическим способом записи звука по системе Александра Шорина, по которому звук записывался с помощью струнного гальванометра, который помещался в масляную ванну.
Но гальванометр в масляной ванне поразил его, рисунок звуковой дорожки. Именно в это время у него возникла мысль о том, что луч света можно заменить пером. И рисовать звуковую дорожку самому, а не записывать звучание музыкальных инструментов.
Ведь тогда композитор оторвется от исполнителей и сможет творить звук собственноручно, рисуя не ноты а сам звук. Причем этот звук может обладать любой частотой, тембром и громкостью. И Евгений Александрович взялся на кисть и перо. Первыми он нарисовал мелодии русских народных песен. И, хотя звучали они весьма коряво, но ОНИ ЗВУЧАЛИ! Рисовать звуковую дорожку было делом очень не быстрым и Шолпо решил механизировать процесс, изготовив большое количество дисковых трафаретов, которые должны были вращаться с с разной скоростью, сто обеспечивало разную частоту получаемых звуков, а форма вырезов в дисках - их тембровую окраску.
Вот, реализуя такую возможность Евгений Александрович и сконструировал свой "Вариофон".
Это сложная механическая система, позволяющая в широком диапазоне менять скорость протягивания пленки и перемещения трафаретов. Кроме того, Евгений Александрович анализировал звуковые дорожки, получившиеся при записи различных музыкальных инструментов.
Первый вариант аппарата был выполнен "на коленке", большинство частей были из дерева и скреплялись бечевками и шурупами.
В дальнейшем аппарат был выполнен уже на более высоком уровне, но фонограммы сделанные на первом аппарате "из реек и бечевок" звучали, как ни странно, лучше, чем сделанные на более совершенном. Он стал руководителем специально организованной лаборатории графического звука при Ленинградском институте театра и музыки, единственным сотрудником которого был он сам.
Евгений Александрович соверши еще одно открытие: он записывал на своем аппарате отдельные звуки, а затем вырезал куски пленки с ними и склеивал их уже в нужном для него порядке, т.е. осуществлял сэмплирование.
Его фонограммы все более усложнялись - он начал записывать многодорожечные фонограммы, что позволяло вести несколько мелодических линий. Вот пример 20-ти дорожечной записи:
В 1940 году его работа получила высокую оценку: в ВАК от имени Ленинградского Института театра и музыки поступило ходатайство о присвоении ему без защиты степени кандидата искусствоведческих наук. Его вызвали в Москву и после его выступление на заседании ВАК с демонстрацией его фонограмм ему без защиты диссертации была присвоена степень доктора искусствоведческих наук.
Фонограммы Евгения Александровича использовались при озвучивании мультфильмов и художественных фильмов. Продолжал он свою работу и в блокадном Ленинграде. В 1941 году вместе с композитором Игорем Болдыревым озвучивает мультипликационный фильм "Стервятники". В качестве гонорара они полу чили мешок овса, который помог им пережить блокаду.
После войны работа продолжалась. До конца своей короткой жизни он руководил Лабораторией Графического звука в Ленинграде. К сожалению, у он заболел раком и 5 января 1951 году его не стало.
Я нашел сайт, где можно прослушать несколько фрагментов записей сделанных на Вариофоне, а так же сайт, где можно прослушать полный вариант "Полет валькирий". Я впечатлился. Ведь это было 90 лет тому назад!
Всем здоровья и успехов!