Найти тему

Золото, скифы, Эрмитаж — с чего начиналась карьера Карла Фаберже? «Раскапываем» истину и отмечаем День археолога.

Оглавление

Все творчество Фаберже пронизано историзмом, и хранящийся в Музее Фаберже золотой браслет близок к истокам этого направления. Браслет, созданный по мотивам золота скифов из собрания Эрмитажа, свидетельствует о глубине познаний Фаберже и о том, с каким трепетом он относился к историческим стилям, в особенности к украшениям из коллекции Эрмитажа. Долгие часы и годы, проведённые в кладовых Эрмитажа, позволили Фаберже детально изучить хранившиеся там ювелирные сокровища и бесценные предметы искусства, которые в последующие годы стали для него неиссякаемым источником идей и вдохновения.

Браслет с львиными головами из серии «Керченские древности». Санкт-Петербург, около 1882. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже
Браслет с львиными головами из серии «Керченские древности». Санкт-Петербург, около 1882. Фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин. Собрание Музея Фаберже

Ученый и образованный ювелир

Начиная с 1867 года, в возрасте 20-ти лет, Карл Густавович Фаберже с присущей ему прозорливостью стал добиваться доверия могущественных чинов Кабинета Его Императорского Величества. Он безвозмездно оказывал услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий и произведений искусства из коллекции Эрмитажа. В ведении Кабинета находились коронные драгоценности, он отвечал за хранение и пополнение запаса ювелирных изделий, принадлежавших императорской фамилии, а также за контроль по изготовлению и учету подарков. Такие связи играли решающую роль в карьере любого стремившегося к успеху ювелира.

Э. П. Гау. Зал камей.  Акварель. 1854 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Э. П. Гау. Зал камей. Акварель. 1854 © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Карл Фаберже постоянно участвовал в технических, иногда весьма трудных, исследованиях многочисленных предметов, входивших в археологическое собрание Эрмитажа. Он всегда точно определял качество древнейших материалов, из которых были изготовлены предметы, и этим во многом способствовал рациональной каталогизации. Фаберже активно помогал хранителю древностей музея, члену Археологической комиссии, академику Лудольфу Стефани. В признание заслуг Фаберже перед музеем и отечественной наукой современники называли его «ученым и образованным ювелиром».

«При принятии Эрмитажем от Императорской Археологической комиссии вновь найденных, в ежегодно проводимых ею раскопках, Фаберже, как ученый и образованный ювелир, постоянно помогал мне в составлении из разбитых иногда на самые мелкие части предметов одного полностью всегда исторически верного целого. Целые дни проводил он за кропотливою и трудною работою, незаметно исправлял попорченные предметы, проводя в первобытный вид те великолепные украшения древнегреческого дела, которые составляю ныне главу нашего Эрмитажа. Все эти труды никогда, однако, не были вознаграждены. Фаберже, во все долгое время своей деятельности, несмотря на долгие дни, посвященные им на пользу Эрмитажа, не представил ни единого счета и, сколько мне известно, до сих пор не числится даже на Государственной службе».
Архивные документы о присвоении Карлу Фаберже звания Поставщика Высочайшего двора. 1885 г. РГИА

Реплики скифских украшений и международный успех

Вначале юный Карл Фаберже в основном занимался производством традиционных ювелирных украшений в парижском вкусе. Однако Эрмитаж с его галереей драгоценностей стал настоящей школой для его мастеров. Одними из первых работ, которые принесли фирме известность, были копии с керченских украшений (по одной из версий, эта серия была выполнена по заказу германского императора Вильгельма I). Исполнение этой работы потребовало, помимо большой точности, ещё восстановления некоторых давно забытых приемов. Лучшим доказательством совершенства, достигнутого в этих работах служат неоднократные предложения некоторых заграничных антикваров исполнить ряд работ, но без наложения пробирных клейм и имени фирмы. Разумеется, предложения эти были отвергнуты.

Копии «Керченских древностей» работы Фаберже, представленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году. Источник: Нива, Т. 26. N 40. 1882. С. 952-954
Копии «Керченских древностей» работы Фаберже, представленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году. Источник: Нива, Т. 26. N 40. 1882. С. 952-954

Настоящим прорывом в развитии фирмы стала Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве, на которой императрица Мария Федоровна приобрела у Фаберже небольшое ювелирное украшение — реплику археологической находки в Керчи. После успеха на Московской выставке, в ходе которой Карлу Густавовичу была вручена золотая медаль, он с этой же коллекцией дебютировал за рубежом. Участие на Международной выставке в Нюрнберге в 1885 году принесло ему ещё одну золотую медаль.

Ювелир Эрик Коллин

Серия «Керченские древности» прославила не только Карла Густавовича —директора ювелирной фирмы, но и руководителя мастерской, непосредственно выполнившей произведения — Эрика Коллина.

Мастер родился в деревне Похья в Финляндии, поступил в ученики к ювелиру Александру Палмену в Таммисаари в 1852 году. В 1858 году в приходской книге церкви Святой Екатерины на Большой Конюшенной улице в Петербурге он был указан как мастер золотых дел. Впоследствии он стал сотрудником мастерской Августа Хольмстрёма, работавшего на Густава Фаберже. В 1870 году Э. Коллин открыл собственную мастерскую, а затем стал главным мастером фирмы К. Фаберже.

Работы Эрика Коллина чаще всего выполнены в «исторических» стилях, он прославился серией реплик скифского золота из керченских раскопок. В браслете с львиными головами из собрания Музея Фаберже использовано только золото, он уменьшен в размере относительно оригинала, однако воспроизведен очень подробно. Ему же приписывается создание и первого пасхального яйца из императорской серии.

На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, культовые предметы, коллекция фарфора и живописи.

Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.