Найти тему

Неустаревающий Сутеев - лучший учебник малыша. Нюансы чтения и восприятия

Банально, да?
Во всех дневниках детского чтения, во всех постах с вопросами "подскажите, что почитать" с детьми 2-3 лет, что дать начинающим читателям - везде советуют Сутеева. Когда-то его книги были жутким дефицитом и предметом вожделения многих поклонников, сейчас он издается, переиздается, перетасовывается и наполняет массу сборников. Так что трудно среди множества пересечений отследить и выбрать оптимальный вариант для себя.

Я пишу об опыте чтения в группе домашнего мини-детсада

Я считала, что все необходимое у нас есть. Мне нужны были только Петух и краски, Что это за птица? и Кот-рыболов. И никак не удавалось отловить то, что надо в одном сборнике с наименьшим количеством пересечений с уже имеющимися книгами. Хотела было взять томик "Весь Сутеев", но "томик" оправдывал уменьшительный суффикс только в сравнении с бетонной плитой... Потом неожиданно обнаружилось, что у нас отсутствует еще и "Капризная кошка"... Как же так? Максим даже рот, открыл, попросив почитать ее и услышав мое "у нас ее нет". Он почему-то считал, что ходит не в детсад, а в Грецию, и тут есть все, во всяком случае, книжное ))

Книг Сутеева сейчас в магазинах пруд пруди, я расскажу вам об одном издании, которое есть у меня. Его мы читаем самым первым с самыми маленькими.

Книга большая, но не толстенная, формат не пугает, вполне обычный.

-2

Вот для сравнения она вместе с привычным всем Груффало.

-3

Рисунки крупные - самый наш вариант. С любой позиции любому все видно и понятно, можно не пихаться и не лезть поближе, загораживая своей головой обзор соседу. Для группы детского сада - это как раз то, что нужно.

Форзац давно знакомый - как в детстве.

-4

Содержание - самые известные популярные истории от самых коротеньких и простых, как для малышей, так и начинающих читателей, до тех, что подлиннее.

-5

Самые простенькие - Три котенка, Цыпленок и Утенок, Кораблик, Петух и краски.

Ценность сутеевских историй в их понятности, информативности и детальной прорисовке каждого действия, каждого изменения сюжета. Хороши для пополнения словарного запаса - много глаголов, действия. Для малышей просто идеальны. Практически учебник, в котором есть все - каждый персонаж, каждый упомянутый предмет несут определенную, логически завершенную, смысловую нагрузку, объясняя ребенку "устройство" мира.

Кратко, ёмко, наглядно.

-6

Цыпленок и Утенок - первая история для малыша о его способе познания мира.
Импринтинг - мгновенное подкорковое обучение, когда образ прочно закрепляется и не требует никакого дальнейшего подкрепления. Что делает первый попавший в поле зрения новорожденного движущийся объект (мама), то же пытается повторить малыш.

-7

Вот он образ научения - учитель (мама) показывает и проговаривает все свои действия: Я иду гулять, я рою ямку, я плаваю. "Я тоже!" - вторит ученик (малыш). Это "Я тоже" - суть всех его действий. И вот он - второй этап взросления, когда ребенок должен понять, что пришла пора не слепо и бездумно повторять за кем-то, что тот говорит и делает, но реально оценивать свои возможности. Урок жизни...

-8

Самая любимая история, собравшая признания в любви от нескольких поколений нашей семьи - Три котенка. Книжка-малютка величиной с ладонь читалась с дочкой месяцев с семи или раньше... и до... не знаю, когда она перестала перечитывать ее в сборнике.

-9

В ней все - в нескольких предложениях заключено столько смыслов! Тут и счет - самое простое раз-два-три, и цвет - черный-серый-белый, и изменения цвета и состояния в зависимости от условий, и пространственные понятия, и обозначения разметки внутри-снаружи, и очень важные предлоги, понимание значения которых дети почему-то стали постигать намного позже, да и многие взрослые путают. И даже психологические особенности обусловленности поведения, о чем нам говорит Выготский, здесь присутствуют ))

-10

То есть, если три котенка абсолютно любого цвета увидели мышь, то они немедленно бросились за ней! Не броситься котенок не может. Так же как ребенок такого возраста, увидев кнопку, не может ее не нажать, дверцу - не открыть, колесо - не покрутить.

-11

Замечательно частое употребление-усвоение предлогов - ЗА ней, В банку, ИЗ банки. Прекрасно, если эту пару В-ИЗ обозначающих прямое и обратное действие, ребенок усвоит четко и навсегда. Так же как пару НА-С/СО. Потому что если мы идем в школу, в магазин, в цирк или парк, то возвращаемся ИЗ школы, ИЗ магазина, ИЗ цирка или парка. А вот если идем НА концерт, НА представление, лезем НА крышу или НА сугроб, то, соответственно, возвращаемся С концерта, С представления или С футбольного матча, слезаем С крыши/забора/дивана, сваливаемся С сугроба, СО стула, СО скамейки. То есть прийти СО школы, С магазина и С кинА по-русски невозможно... Эта история, ко всему прочему, еще и один из самых первых уроков грамотности, чувства языка. И желательно для усвоения почаще этот сюжет проигрывать с игрушками и предметами - В коробку/ИЗ коробки, НА стол/СО стола.

-12

И самое главное - это одна из самых любимых первых самостоятельно прочитанных книг у всех детей.

-13

Я специально для этого купила еще и тонкую книжечку Три котенка. После ее прочтения они и в сборнике не боятся перечитывать как этот, так и другие рассказики.

-14

В следующей истории считаем уже до пяти )

-15

Действия, глаголы, посмотрите сколько их

-16

Совместная деятельность, помощь друг другу, как найти выход из спорной ситуации - какие важные образцы поведения в процессе социализации

Вот и совместные игры.

-18

Тут и сравнение величин, понятие отличий

-19

Взаимовыручка

-20

Комбинаторика

-21

Первые задачи ТРИЗ

-22

Тут первые длинные рассказы об исследовании окружающего мира

-23

Да еще и знакомство с разными языками )

-24

И что мне особенно нравилось в детстве и ничуть не меньше нравится сейчас - это то, что часто и много Сутеев рассказывает о рисовании.

-25

Вот эту мышку я наловчилась рисовать чуть ли не с закрытыми глазами, изрисовав ею все промокашки на уроках.

-26

А кто-нибудь помнит что такое промокашка? И тетрадки в косую клетку - как на этой странице с заглавием? В этих тетрадях мы писали весь первый класс, ставя почерк и наклон, и только во втором классе переходили на тетрадки в косую линейку...

А потом я научилась рисовать и этих мышей

-27

Книжка заменяла собой мастер-классы по рисованию. Ведь здесь есть пошаговое рисование объектов (Мышонок и карандаш) и композиций (Капризная кошка)

А кроме контурного рисования карандашом, есть и работа с красками и цветом. Если вы учите с малышом цвета, это история самая подходящая для вас. Для начинающих читателей тоже.

Для меня у этой книги оказался лишь один недостаток - в ней отсутствовал Кот-рыболов... Но теперь и он куплен тоже. Гештальт закрыт. Все истории, которые хотелось, я собрала. Все эти истории совершенно незаметно помогали мне что-то нужное детям объяснить, дополнить, подтвердить, разнообразить. Все подобные истории я люблю в тысячу раз больше, чем миллион развивающих тестовых тетрадей. Потому что задание без истории, без предварительно рассказанного сюжета, эпизод выдернутый из контекста без предварительного погружения в него, намного реже увлекает детей и вызывает желание выполнять его с энтузиазмом. Стихи, рассказы и сказки гораздо лучше учат детей концентрировать внимание, следить за ходом происходящего, улавливать несоответствия, формулируя вопросы.

Читайте детские книги. Это к тому же еще и релакс для взрослых, если в них чудесные рисунки. Да еще возврат и погружение в собственное детство.

-30

А вы любите Сутеева?
Доводилось ли замечать, что он помог вам и детям что-то понять и усвоить?

Что можно еще почитать с малышами