Найти в Дзене
Инженерный подкаст

Инженерное образование: а что в МИФИ?

Мы узнали об особенности формирования инженеров МИФИ у директора института ЛаПлаз, доктора физико-математических наук, профессора, Андрея Петровича Кузнецова в Инженерном подкасте. Для наших читателей мы подготовили небольшие статьи по мотивам записи. Какие особенности процесса обучения инженера есть МИФИ, которые отличают его других ВУЗов? Если я бы, например, посмотрел на учебный план студента и сравнил его с любым другим учебным планом университета, где есть инженерные специальности, то, скорее всего, не нашел сильных отличий между ними. По формальным признакам не так просто сказать в чем отличие студента МИФИ от студента Бауманки, либо студента Физтеха, либо студента МГУ, которые занимаются в области физических наук. Это не только мое мнение, это мнение работодателей, которые сталкиваются с выпускниками МИФИ. Когда МИФИсты приходят на конкретное рабочее место: институт, какое-то сильное производство, корпорация, почему-то они выделяются на фоне других выпускников. Что здесь, в чем

Мы узнали об особенности формирования инженеров МИФИ у директора института ЛаПлаз, доктора физико-математических наук, профессора, Андрея Петровича Кузнецова в Инженерном подкасте. Для наших читателей мы подготовили небольшие статьи по мотивам записи.

Какие особенности процесса обучения инженера есть МИФИ, которые отличают его других ВУЗов?

Если я бы, например, посмотрел на учебный план студента и сравнил его с любым другим учебным планом университета, где есть инженерные специальности, то, скорее всего, не нашел сильных отличий между ними. По формальным признакам не так просто сказать в чем отличие студента МИФИ от студента Бауманки, либо студента Физтеха, либо студента МГУ, которые занимаются в области физических наук. Это не только мое мнение, это мнение работодателей, которые сталкиваются с выпускниками МИФИ.

Когда МИФИсты приходят на конкретное рабочее место: институт, какое-то сильное производство, корпорация, почему-то они выделяются на фоне других выпускников. Что здесь, в чем отличие? Его сложно померить. Возможно, это формируется сложившейся системой следования курсов один за другим, получаемыми в практических занятиях навыками. Важно, что выпускник МИФИ готов решать задачу, которую поставили не очень формализовано, критерий инженера высокого уровня –это решение нечетко поставленной задачи.

Потом умение работать в команде. Очень важно, что выпускники МИФИ готовы заниматься и черной работой. Когда вам говорят сделать что-то, а вы понимаете, что лучше было было-другому и делаете по необходимости, которую сами определяете. Так будет выше результат. Он достигается, когда все: от черной работы до чистой работы –нацелено на результат. Вы видите цель и не замечаете преград, тогда все получается. Как это воспитывается? Знания – это продукт скоропортящийся, если мы не научили учиться постоянно, вы в общем-то будете банкротом.

МИФИ тоже меняется, к нам приходят очень хорошие абитуриенты, средний балл которых в этом году 95 (на момент разговора в 2021м году). Я думаю, что наоборот мы должны думать, достойны ли мы в наших абитуриентов. Изменения формата потребления информации он на лицо: так, как работали с информацией наши предшественники в прошлом веке, как работают с современные молодые ребята –это разные формы работы с информацией. Вам уже не нужно запоминать что-то, потому что в вашем телефоне все есть по клику одного пальца. Даже можно не нажимать, можно сказать, и вам тут же ваши помощники покажут, что вы хотели знать.

Эта ненужность запоминания очень сильно трансформирует в том числе и мозг, как и варианты работы с информацией и использования ее. А если так, значит нужно что-то делать с формой образования. Поэтому у нас появились проектные практики, поэтому мы понимаем, что студент, приходя на первый курс и слыша: «Ты будешь заниматься сегодня математикой, потом дифференциальными уравнениями, потом интегральными уравнениями, потом теорией функции комплексного переменного…» Он говорит: «Подождите, а где же? Я же хотел ракету строить. Где вот здесь моя ракета?» И в конце концов это приводит к тому, что мотивация от максимальной на дату 31 августа (дата поступления) через год, через два уходит в ноль. А почему это? Потому что высокие профессора понимают, что без этого: без линейной алгебры, дифференциального исчисления, игрального исчисления, теории комплексного переменного, уравнений математической физики –вы не сможете построить ракету или что-либо еще.

Студент, он же не над собой, он внутри этого процесса и не видит за деревьями всего леса. Опять же, это к вопросу о потреблении информации. Раньше студент был готов работать, не особо видя цель. Сейчас студент не готов, если не знает для чего, он не хочет этим заниматься. Нежелание работать в непонятных для себя правилах – это отличие студентов нынешних от студентов прошлых. Чтобы этого не случилось, появляется проектная практика, где студент начинает работать в песочнице, но в этой песочнице уже есть задача и результат, должен быть результат. Если до него не дойти –задачу не решить.

Дальше параллельно идут два пути: проектная практика, она сохраняет мотивацию. Когда в проектной практике вдруг оказывается, что закон Кулона работает в этой вещи, а вы его знаете из физики, когда оказывает, что вот эту штучку можно посчитать, используя дифференциальное исчисление, потому что жесткость, упругость связаны между с собой этим законом, отсюда и возникает мотивация. Тогда вся эта картина мира, состоящая из многих кусочков, вдруг оказывается мозаикой, которая сложилась. Возникает понимание: «Оказывается, что я умею пользоваться полученнными знаниям, потому что я их всех привязал вот здесь». Это самое важное. Не скажу, что это уже осуществлено, но мы видим проблемы, решения только нащупываем. Университет –институция, находящая в кризисе постоянно, если университет не в кризисе, значит, он не развивается. Он не может быть не в кризисе, потому что мы работаем постоянно с новыми и новыми людьми.

Больше о техническом образовании слушайте в наших подкастах:
Идеальный инженер: где-то на стыке hard и soft skills
Ежик в матане: образование, которое всегда с тобой
Технологическое предпринимательство: как из науки делать деньги
CRAFTовое образование: как учить нескучно
Инженерные кружки: не сломать колесо, а создать новое
Критическое мышление: что делает инженера инженером
FabLab: место где студент может

Топ-3 российских инженерных ВУЗа на Ваш взгляд?

Я здесь могу пойти двумя путями: быть демократом, либералом и сказать: «все ВУЗы в твоей мере хороши по той причине, что они учат студентов российских и потому что все выпускники нам будут нужны». Или прослыть монархистом, сказать, что МИФИ на первом месте, потом еще один, еще один, еще один… Не знаю. Я думаю, что здесь ответ следующий: чьи выпускники, какого вуза, наиболее востребованы в высокотехнологичном рынке труда, тот вуз и лучше всех. Наверное, МИФИ входит в пятерку лучших вузов в области инженерного образования, думаю, что, может быть, даже в тройку. Думаю, что каждый представитель своего ВУЗа скажет, мы входим в эту пятерку или в эту тройку, но, несомненно, МИФИ в ней тоже будет.

Читайте другие статьи, по этой теме. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение!

Следите за нами в Телеграмме, ВКонтакте, на официальном сайте.

#инженерный_подкаст

#все_ответы_в_науке_МИФИ

#десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #популяризациянауки