Найти тему
Eurasia Daily

Cанкционный российский СПГ хуситов не боится

Танкер, который может перевозить первый груз с «Арктик СПГ — 2», направляется к Суэцкому каналу. Это самый короткий путь в Азию, но из-за обстрелов хуситов регион обходят почти все газовозы.

Танкер Pioneer идет из российской Арктики и может перевозить первый груз «Арктик СПГ — 2», который попал в ноябре прошлого года под прямые санкции США. Сегодня, 15 августа, судно передает по АИС о том, что прошло Гибралтарский пролив и идет по Средиземному морю. С учетом санкционного груза газовоз направляется к Суэцкому каналу — самому короткому пути из Европы в Азии.

С этого года перевозчики обходят Красное море и Аденский залив стороной. В их число входят и танкеры первого российского арктического проекта «Ямал СПГ» и балтийского комплекса «Портовая», который принадлежит «Газпрому». Для того, чтобы достичь Азии, танкеры направляются вокруг Африки, опасаясь обстрелов хуситов.

В то же время рейс Pioneer может быть необычным рейсом. Управляемый неизвестной индийской компанией Ocean Speedstar Solutions из Мумбай газовоз считается танкером серого флота, который возит энергоресурсы в обход санкций Запада. И его проход через Красное море и Аденский залив будет обычным для подобной категории судов.

На своем пути судно постоянно отключает транспондер о местонахождении и не сообщает конечной точки, так как получатель груза может попасть под санкции США и западные аналитики внимательно следят за его передвижениями. Нельзя исключать, что на своем маршруте газовоз сделает перегрузку СПГ на другой газовоз.

Кроме Pioneer, доставкой еще одного груза СПГ (до 100 млн кубометров) может заниматься и танкер Asya Energy, который также в августе заметили на спутниковых снимках на первой очереди «Арктик СПГ — 2». Газовоз также управляется индийской компанией, и он совсем не сообщает о своем местонахождении после того, как прибыл в Баренцево море — 11 дней назад.

Как сообщало EADaily, перевозки санкционного российского СПГ пошли по пути транспортировки российской нефти после введения ограничений в декабре 2022 года. В 2022 году никому не известная индийская Gatik Ship Management, также зарегистрированная в Мумбаи, произвела фурор на рынке танкеров. Менее чем за год компания стала владельцем полусотни судов стоимостью $ 1,4 млрд и перевозила в основном российскую нефть в Индию.

В течение 2023 года большая часть танкеров Gatik Ship Management лишилась регистрации и страховки в странах Запада, но, поменяв флаг, газовозы перешли небольшим неизвестным операторам. Но продолжили возить российскую нефть в Индию.

Очевидно, к таким схемам готовятся и для перевозки российского СПГ.

Правда, как отмечали EADaily эксперты еще в мае, перевозка сжиженного газа более сложна.

«Риски создания теневого флота газовозов заметно выше по сравнению, к примеру, с аналогичным нефтяным флотом. Это связано с тем, что газовозов в разы меньше, чем нефтяных танкеров. Все они традиционно отслеживаются, а отключение транспондеров вызывает дополнительные вопросы, — говорил эксперт по энергетике Александр Собко. — Кроме того, СПГ — значительно более сложный в перевалке и хранении продукт, по сравнению с нефтью. Также важно удостовериться, что найдётся достаточное число покупателей СПГ с подобных танкеров, так как хранение на воде и серия перевалок, как иногда бывает с нефтью, приводит к дополнительным потерям».

The Financial Times сообщало со ссылкой на консалтинговую компанию Windward, что со второго квартала 2023 года более 50 судов СПГ сменили владельцев на компании, расположенные в ОАЭ, и танкеры могут быть привлечены к перевозке российского газа. Однако пока базы данных говорят лишь о девяти танкерах. Большая часть из них сейчас направляется в российскую Арктику, но какие будут перевозить грузы — «Ямал СПГ» или «Арктик СПГ — 2», неизвестно.

«Арктик СПГ — 2» станет вторым российским арктическим проектом по сжижению газа. Его мощность составит 19,8 млн тонн в год. В ноябре проект попал под прямые санкции США. В Вашингтоне заявили, что хотят убить проект. В результате «Новатэк» и получатели СПГ с «Арктик СПГ — 2» заявили о форс-мажоре. Первую линию проекта запустили в декабре прошлого года, но отгрузки откладывали. Очевидно, это было связано с отсутствием танкеров ледового класса arc7. Вне сезона навигации вывоз СПГ без них невозможен. Строительство танкеров ледового класса заказывали в Южной Корее и на верфи «Звезда». В первом случае часть судов построена, но из-за санкций их не могут передать. На российской верфи работы затягиваются из-за санкций.