⭐ Николай Афанасьевич Крючков. Можно, не боясь преувеличений, назвать его легендой советского кино. Крючков прожил эпоху советского кино от "А" до "Я", будучи не созерцателем и не участником, а непосредственно неотъемлемой частью этого явления.
⁉ Крючков и советское кино вместе учились ходить, одновременно заговорили и одновременно умерли. Первые роли Крючкова были, когда формировалось отечественное звуковое кино, а последние, когда была его смертельная агония. Но уникальность Крючкова не в том, что он долго прожил, долго и много снимался и хронологически попал на период существования Совфильма - нет. Его уникальность в другом. В том, что во все периоды, которыми ознаменовывались советские фильмы, в периоды, порой взаимоисключающие друг друга, Крючков всегда находил своё место не просто актёра, а артиста, умевшего выразить в своей роли настроения той или иной части народа.
💯 Будь то напряжённая страхом сталинская эпоха или разомлевшее брежневское время, герои Крючкова всегда были актуальны. Чем это объяснить? Только ли актёрским мастерством или тут еще роль сыграл характер?
❗ Вот три штриха воспоминаний о нем:
✍ "Мы стояли у окна вагона и смотрели на провожающих. Но вот поезд тронулся, и мы увидели, как какой-то тип на платформе развернулся и дал пощечину женщине, с которой только что разговаривал. Николай Афанасьевич вздрогнул, будто это ударили его, и побледнел. Потом бросился в тамбур. Когда я догнала его, он стоял уже на подножке вагона, держась за поручень, готовый спрыгнуть. А поезд уже набирал скорость.
– Я прыгну за тобой! – успела крикнуть я.
Это его остановило. Он поднял ко мне землистое лицо и стал медленно подниматься. Я представила, что могло бы случиться, если бы он спрыгнул под откос, и заплакала. Он обнял меня и стал успокаивать.
– Ну-ну, ладно… Все хорошо… – И, помолчав, добавил: – А все же надо бы было проучить этого стервеца!
Впрочем, думаю, никакой бы силовой метод воспитания и не потребовался: слишком хорошо знали артиста на всем огромном пространстве бывшего Союза".
✍ " А еще Крючков был справедливым. Вот вам пример – я, студент, снимаюсь на Ялтинской киностудии, но денег мне не платят. Директор водит за нос и кормит завтраками. И так третий месяц.
Я спросил у Николая Афанасьевича: «Что делать? Отказаться от съемок?» «Не надо! – сказал Крючков. – Это грех большой – отказываться от работы. Она на тебя обидится. Ты на гриме всегда будь самый первый, сколько с вечера ни выпьешь, понял?»
Может, благодаря этому наставлению я и заканчиваю сейчас сниматься в 171-й роли".
✍ " У него не то что популярность была - это слово к Крючкову даже не подходило, - он был всеобщим любимцем. Он выходил из кинотеатра, и толпа стонала от восторга. Он привык к тому, что его радостно встречали, что, когда он появлялся на сцене, аплодирует весь зал. Он привык к тому, что о нем пишут в газетах, ему предлагают роль за ролью, одна лучше другой. Его картины зрители смотрели по нескольку раз.
Но в жизни он был простым, скромным, обаятельным человеком. Он обладал каким-то особым секретом - близко к себе не подпускать эту славу, не позволял себе в ней раствориться. Как посмотришь, бывало, думаешь: парень с "Трехгорки", парень из нашего города.
Незадолго до смерти Крючков снялся в картине "Горожане". Это был фильм о таксистах, которые называли его Батей. И когда Николая Афанасьевича хоронили, огромная колонна такси провожала его до кладбища. Над Москвой тревожно гудели клаксоны.
Так шоферы отдали дань уважения своему Бате, великому русскому актеру".