В логистике есть такое понятие «последняя миля», и в него включается не только расстояние до объекта обслуживания (клиента, покупателя, получателя), но и весь комплекс мероприятий, которые должны осуществляться на этом заключительном этапе обслуживания клиента.
Помимо доставки товара или услуги непосредственно в месте назначения, сюда включаются все сопутствующие мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы завершить обслуживание.
Например, по заданному сервису на этом этапе производится комплектование заказа покупателя, или придаются уникальные заказанные свойства товару (отвесить ровное количество килограмм, отмерить полный метр, отсчитать количество штук и т.д.), производится описание товара, сверка при передаче по акту, и т.д.
Операции на последней миле считаются одними из самых затратных в логистике, потому что они производятся на небольшом объеме товара, требуют зачастую присутствия исполнителя (а то и нескольких), имеют много сложностей в координации действий с клиентом, невозможности полной унификации и стандартизации – всегда что-то может пойти не так, как задумано бизнесом, требуется ситуативное регулирование.
Некоторые крупные бизнесы решают эти вопросы своими способами. Кто-то открывает ПВЗ (пункты выдачи заказа) в непосредственной близости к покупателям, и все мероприятия проводит через эти своеобразные «столы заказов». Другие компании открывают так называемые «темные» склады «на районе» из которых товар доставляется непосредственно до дверей покупателя курьерами на велосипедах в максимально сжатые до минут сроки.
Но существующие ограничения с дешевой рабочей силой, повышение среднего уровня заработной платы, делают нерентабельными подобные манипуляции с дешевым товаром, с небольшими заказами.
Здесь и открываются своеобразные, не занятые ниши товаров и услуг, которые можно использовать для получения дохода людьми имеющими свободное время. Ведь есть поговорка у американцев: «Не важно какой у тебя товар, важно то, что ты с ним делаешь». Даже если товар дешевый, то вполне возможно продать его несколько дороже, но с доставкой до покупателя, взяв дополнительную оплату за «последнюю милю».
В одном известном мне обувном магазине предлагают услугу, на примерку до трех пар доставляют обувь по адресу покупателя, оплата курьеру – 500 рублей, вне зависимости купил покупатель обувь или померил и отказался. Тут явная услуга и ниша для пусть не очень большого, но заработка.
Имея определенные навыки для предоставления услуг, или доступ к какому-либо товару у продавца, можно договориться о его продаже с небольшой личной (курьерской) наценкой. И большинство покупателей вполне нормально это воспримут. Выполняя подобные услуги в районе своего проживания или пребывания, можно минимизировать свои личные расходы как по финансам, так и по времени обслуживания. Здесь есть выгода и для продавца, за счет качественного покрытия продажами обозначенной территории, и для конечного покупателя, который не тратит время на поиск мест продажи требуемого товара, на их посещение, и не несет затрат на транспорт, если точки продаж достаточно сильно удалены от его местоположения.
В подобном ракурсе можно рассматривать также и сетевой маркетинг (MLM) и дропшиппинг, но эти способы имеют свои нюансы, которые стоит учитывать. О них возможно поговорим в других статьях.