Или в другом недружественном государстве?
К счастью, полет, который состоялся 12 апреля 1961 года, прошел относительно штатно. То есть, более 20 неприятных ситуаций произошло, но Юрий Алексеевич Гагарин вернулся на землю живым и невредимым. При этом он перенес сильнейшие перегрузки. Справился.
Прежде чем разбирать вопрос, касающийся США, стоит подробнее рассказать, как происходило приземление.
«Прощайте, товарищи!»
На 67 минуте полёта включилась тормозная система. Так и было запланировано. Однако сработала она не в полной мере, поэтому скорость снизилась только 132 метра в секунду, вместо запланированных 136.
Казалось бы, разница небольшая. Но на большой скорости она существенно повлияла на ситуацию.
Корабль «Восток» начал кувыркаться в пространстве. Юрий Алексеевич ярко об этом рассказывал:
«Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения».
Можно лишь примерно представить, что тогда испытывал первый космонавт. Он, конечно, был подготовлен, но вертеться в пространстве – сомнительное удовольствие.
Спускаемый аппарат входил в атмосферу в связке с приборным отсеком. Это не было запланировано. Должно было пройти разделение.
Самостоятельно аппарат начал спускаться, спустя десять минут. Расстояние до поверхности тогда было 110 километров. Не так уж много, учитывая скорость.
Перегрузки были невероятные. Юрий Алексеевич находился в предобморочном состоянии. Всё плыло перед глазами. Смотря в иллюминатор, Гагарин увидел струйку расплавленного металла и разволновался. Тогда он произнес: «Я горю! Прощайте, товарищи!».
Юрий Алексеевич был первым космонавтом на планете, поэтому и решил, что жизнь его закончена. На самом деле, спускаемый аппарат был сконструирован с серьезным запасом огнеупорности. Поэтому расплавленный металл снаружи жизни Гагарина не угрожал.
На высоте в 7 километров произошло катапультирование. Космонавт приземлился в районе села Смеловка Энгельсского района Саратовской области. Это было не по плану. Рассчитывали, что Гагарин приземлится в Куйбышевской области (Самарская – ныне).
Учитывая масштабы, скорости и прочее, отклонение было небольшое.
Сам Юрий Алексеевич вспоминал, что сильно не переживал. Он видел северное побережье Африки, Средиземное море. Но до поверхности тогда оставалось ещё много лететь. Космонавт прикидывал: 6 тыс. километров до Советского Союза, Советский Союз – тысяч 8 километров. Гагарин предполагал, что хотя бы на Дальнем Востоке где-нибудь приземлится. Получилось лучше, чем планировалось.
Но могло выйти по-другому.
Если б в США
Естественно, рассматривали разные варианты. Это подтверждается, например, информацией о том, что официальным советским СМИ (а других и не было) перед началом полёта Гагарина разослали по три конверта с важной информацией, которую позже следовало опубликовать:
1. В первом конверте содержались данные о том, что первый космонавт на Земле совершил успешный полет и с триумфом вернулся на Землю. Так, собственно, и произошло.
2. Во втором конверте была заметка о трагической гибели героя – Юрия Алексеевича Гагарина.
3. В третий конверт положили листок с данными о том, что Гагарин приземлился за пределами СССР. Советские СМИ должны были призвать иностранные правительства, международную общественность к помощи в розыске космонавта.
Но намечалась проблема. 1961 год. Эпоха холодной войны. Не со всеми государствами мира Советский Союз дружил. Далеко не со всеми.
Конечно, ООН приняла заранее документ о том, что космос – вне политики, что его освоение направлено на развитие всего человечества, поэтому любая страна должна оказывать помощь любому космонавту. Хоть из СССР, хоть из США – из любой страны, вне зависимости от сложившихся политических условий.
И все же был риск, что Гагарина в США, допустим, арестуют.
В.А. Давыдов, который до 2013 года был главой Роскосмоса, рассказывал журналистам, что Гагарину в полет выдали особое удостоверение, чтобы космонавт мог предъявить его, допустим, американским властям и доказать, что он не шпион.
Конечно, события могли бы развиваться непредсказуемым образом. Власти США вполне могли наплевать на мнение ООН, как они это делают сейчас.
К счастью, Юрий Алексеевич приземлился на территории СССР. Лишних проблем не возникло.