Найти в Дзене

«Грааль – это же не только священная реликвия из древней легенды…». О рассказе Вячеслава Власова

Рассказ «Вместо эпилога. Последний цензор Российской империи» представляет собой завершение истории героев повести Вячеслава Власова «Грааль и Цензор. Первая постановка мистерии Рихарда Вагнера «Парсифаль» в Российской империи». Рецензия на эту повесть была размещена ранее на нашем портале.

Действие рассказа разворачивается в 1926 году в Париже. Центральной фигурой стал Николай Толстой, сын графа.

История, состав событий, материал рассказа серьёзны и интересны. Когда тема живо интересует автора, и он посвящает ей своё творчество, она не может не увлечь и читателя.

Нужно сказать несколько слов о выбранной форме изложения. Действие в настоящем времени, как правило, предпочтительнее пересказа. В основном это касается истории Реброва, которая сейчас подана в его собственном пересказе. Хорошо бы частично перевести её в другую форму.

Далее поговорим о действующих лицах, героях.

Есть на свете, в реальной нашей жизни хорошие люди – положительные, добрые, нравственные, благодарные, культурные… Как правило, с ними надёжно и спокойно. Хотя мы помним, что идеальных людей не бывает.

Но! Как только мы говорим о художественном произведении, тут уже никак не обойтись без противоречий, без драмы.

Напомним, что в центре драмы – конфликт между героем и обществом, или человеком и природой, или между героями. В драме этот конфликт преодолим, в трагедии – нет.

Очевидно, что сами по себе события 1917 года в России и всё, что за этим последовало, – это и драма, и трагедия сразу. Внешний социальный и политический конфликт, который прошёлся по судьбам тысяч и тысяч людей. Всё это было очень серьёзно. И это как раз место действия, антураж рассказа «Вместо эпилога…». Герои живут и действуют в этих обстоятельствах. И это очень богатый, благодарный материал, острые края и яркие краски.

Каков в целом градус эмоций и чувств героев? Представляется, что он должен быть выше, чем показано сейчас. Вот один из героев оценивает своё состояние в острый момент: «закручинился». У человека буквально жизнь сломана. Так точное ли это слово? Как герои действуют в минуты отчаяния?

А ещё у любого персонажа есть свой внутренний мир, своя история, свои противоречия и конфликты, неоднозначность в поведении и оценках. Каждый из них – живой человек.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ПО ССЫЛКЕ. Автор отзыва шеф-редактор портала Юлия Великанова.