Найти тему
Иван Картушев

"Дюна". Часть первая. Как книга плавно переходит в кино.

Первая Дюна стала настоящим культурным феноменом,когда вышла в 2020 году. Никто не мог и предположить,что новая адаптация книги Френка Герберта возымеет такой эффект, особенно с учётом того, что предыдущие адаптации особо тепло не принимались взыскательными зрителями, а так и несостоявшаяся киноадаптация Ходоровского стала предметом мифов и легенд. 

Адаптации книг всегда довольно сильно критикуются со стороны читателей за то, что фильмы зачастую вырезают важные моменты повествования, добавляют отсебятины и поучают на выходе несуразное нечто, которое не может заинтересовать ни новых зрителей,ни старых читателей. В случае с Дюной произошло ровно наоборот. Как же так вышло, что новая адаптация смогла удовлетворить всех и запустить франшизу, которая только набирает обороты? Давайте разбираться...

-2

Стоит сказать сразу - книгу я читал уже после того,как посмотрел фильм. Отчасти это идёт в плюс самому фильму, что смог меня настолько заинтересовать,что захотелось прочитать первоисточник, но с другой стороны объективно я судить не смогу, так как фильм я посмотрел первым, и, соответственно, все новые идеи и интересные решения буду автоматически приписывать ему,а не книге. 

Что касается адаптации,то на мой скромный взгляд адаптирована книга была просто волшебно. Конечно, далеко не все сцены попали в финальный фильм ( почему Суфиру была выделена такая маленькая роль в повествовании я не понимаю вообще), но в целом наратив очень крепкий,не складывается ощущения,что чего то не хватает,что мне,как зрителю,чего то недоговаривают и утаивают. 

-3

Повествование начинается со знакомства с нашим главным героем, Полом из семьи Атрейдесов и миром, в котором он живёт,и который ему вскоре предстоит покинуть навсегда. Далее мы перемещаемся на планету Арракис, на которой добывается, возможно самый важный ресурс во всем исследованном мире: спайс(пряность),которая позволяет совершать межпланетные перелеты. Кто контролирует пряность,контролирует всё. Политические интриги окутывают Арракис,противоборствующими силами выступают Харконены(клан настолько же опасный, насколько он жадный и жестокий),Атрейдесы,Фримены(коренной народ Арракиса) и Падишах-Император Шаддам IV,ведущий,по сути,свою игру. Как и книга,фильм мастерски показывает все хитросплетения политической жизни Арракиса.

-4

Нельзя пройти мимо самой главной продавающей "фишки" фильма - его визуального стиля и музыкального сопровождения. Дени Вильнев - мастер визуала, мастер атмосферы, один из гениальнейший режиссеров нашего времени,и в Дюне он лишь подтверждает свой гениальный статус. Даже если сюжет вас не сильно привлечет,что музыка и невероятные кадры песчаной планеты не оставят равнодушным никого. Я почти уверен: если бы этот фильм доверили делать кому-либо другому, такого же эффекта разорвавшейся культурной бомбы бы ни за что не было.

Итог: просто гениально. Вильнев смог создать новую киновселенную из давно позабытого и занесенного горячими песками материала. Воодушевлённые и с надеждой идём смотреть второй фильм.