В Министерстве иностранных дел Таджикистана разъяснили суть религиозной политики, проводимой в республике
МИД Таджикистана провел встречу с представителями дипкорпуса, отечественных и зарубежных средств массовой информации.
На мероприятии выступил заместитель министра иностранных дел республики Фаррух Шарифзода.
Правозащитные организации и иностранные СМИ с одной стороны и даже радикально настроенные священнослужители Афганистана и исламского мира с другой обвиняют Таджикистан в "нарушении прав мусульман".
Замглавы МИД страны отметил, что провокационные новости и предвзятые мнения зарубежных СМИ и социальных сетей о политике Таджикистана по борьбе с экстремизмом и терроризмом побудили ведомство разъяснить содержание и нюансы закона "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в республике".
"Нам очень жаль, что подрывные и экстремистские группы в некоторых регионах мира, которые не признают прогресс и процветание нашей страны, неправильно выражают свое мнение и даже действуют враждебно. Конструктивные действия таджикского правительства, направленные на сохранение религиозных ценностей, объясняются этими группами предвзято, безосновательно и корыстно. Так, якобы в Таджикистане запрещено ношение хиджаба и ограничено совершение хаджа", - сказал Шарифзода.
Начиная с десятых годов и по настоящее время Правительством Таджикистана реализуется программа, согласно которой были запрещены арабский, афганский и иранский хиджабы, длинные бороды, посещение детьми и подростками мечетей, домашнее и зарубежное религиозное образование, пропаганда религии в общественных местах и другие подобные случаи, связанные с религиозными убеждениями людей.
Поначалу эти запреты осуществлялись сотрудниками правоохранительных органов без юридических оснований, что приводило к общественным протестам и критике со стороны иностранных и международных правозащитных организаций.
Последние называли эти действия "нарушением прав и религиозной свободы" граждан, а Правительство Таджикистана - "диктатурой".
Однако власти республики не обращали внимания на подобную критику и позднее, в 2008 году, парламент страны принял закон "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов", а в 2011 году - закон "Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей", которые юридически обосновали все запреты.
В этом году в закон "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов" были внесены изменения, согласно которым запрещено не только носить иностранные хиджабы, длинные черные "абайи", рваные джинсы, очень короткие и прозрачные платья, по выражению властей - "чуждую одежду", но запрещен и их ввоз и продажа.
Однако эти изменения вызвали недовольство оппозиционных сил Таджикистана, иностранных правоохранительных организаций, экстремистских и террористических организаций и даже религиозных представителей и мулл Афганистана и других исламских стран.
Среди иностранных организаций был Совет по американо-исламским отношениям (CAIR), который назвал этот закон "жестким, жестоким и репрессивным", осудил его и попросил Правительство Таджикистана отменить его.
Однако оппоненты таджикского правительства, экстремистские и террористические организации и даже религиозные деятели - муллы исламских стран - считали эти ограничения, в том числе "запрет на хиджаб", актом против ислама и мусульман и заговорили о "богохульстве".
В ответ на эти обвинения Комитет по религии и Совет улемов Таджикистана пояснили, что речь идет не о запрете хиджаба, а о запрете чуждой одежды, о защите национальных ценностей, борьбе с радикализмом, а не нарушении прав мусульман.
Глава Совета улемов Таджикистана Саидмукаррам Абдулкодирзода рассказал Sputnik Таджикистан, что у каждой нации есть своя национальная одежда.
В Таджикистане это одеяние, которое естественным образом представляет собой одновременно и сатр, и хиджаб.
"Ислам не принимал канонов о том, как должна одеваться мусульманка. Суть заключается только в том, что части тела женщины должны быть закрыты. Из-за этого каждая мусульманская нация на протяжении всей своей истории создавала свой собственный хиджаб. Но именем ислама также изготовили одежду, противоречащую исламу, в том числе афганскую паранджу (бурка), которая закрывает даже лицо женщины, тогда как во время церемонии хаджа женские лица не закрывают", - пояснил Абдулкодирзода.
Власти Таджикистана считают, что, запрещая чуждые наряды, они смогут защитить таджикскую национальную одежду.
Руководитель Центра исламских исследований Таджикистана Абдурахим Холиков считает, что национальная одежда является признаком нацкультуры, которая, в свою очередь, служит опорой независимости любой страны.
"Та чуждая нам одежда, которая понимается под названиями "сатр" и "хиджаб", на самом деле является национальным одеянием какой-то другой страны, и замена ими своей национальной одежды - это, по сути, подражание другим. Исчезновение собственной одежды означает исчезновение культуры, а тогда под угрозой оказывается и национальная независимость", - заявил Холиков.
Помимо дебатов о хиджабе, регулировании религиозного образования детей и подростков в стране и молодежи за рубежом, длинной бороды мужчин и упорядочении церемонии хаджа, власти Таджикистана связывают с защитой религиозных ценностей и культурно-цивилизационной самобытности и борьбу с экстремизмом и терроризмом.
Кажется, что Правительство Таджикистана очень четко и понятно определило свои цели.
Между тем ситуацией пользуется оппозиция, террористические организации и экстремистские муллы, но вопрос в том, почему и зарубежные правозащитные организации этого не понимают или не хотят понимать?
Эксперт по региональным вопросам Рустам Рушангар говорит, что то, что сделало Правительство Таджикистана, является беспрецедентным, поскольку одним из способов предотвращения распространения экстремизма и терроризма является защита своих национальных и религиозных ценностей.
По его словам, власти добились в этом плане хороших успехов, что раздражает Запад, который выражает свою нервозность через СМИ и прокси-группы и придает политическую окраску теме сохранения ценностей и безопасности.
"Вся программа Америки и Запада терпит неудачу, потому что они хотят, чтобы мусульмане не только Таджикистана, но и Центральной Азии, России, Китая, где бы они ни находились, стали более радикальными и служили бы их целям. Какая цель? Такая армия, как "Талибан"* и ИГИЛ**, готовая атаковать Россию, Иран и Китай и расширить свое влияние. Последний пример - Бангладеш. Таджикистан практически защищает ислам от исламистов и экстремистов", - сказал Рушангар.
Эксперт добавил, что Америка и Запад потратили за 30 последних лет миллиарды долларов на радикализацию исламского общества стран Центральной Азии, в том числе и Таджикистана, а программа таджикского правительства сводит на нет все эти усилия, тем более что они смогли привести такую экстремистскую силу к власти в Афганистане и имеют планы расширить географию этого правительства.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
** "Исламское государство" (ИГ или ИГИЛ) - запрещена в России и Таджикистане.
Читайте также:
Узкое, черное и прозрачное не рекомендуется: фетва Совета улемов Таджикистана
Таджикистан и Россия предотвращают незаконное религиозное преподавание среди мигрантов
В Таджикистане официально запретили хиджаб и никаб
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и "ВКонтакте"!