17 сентября 1847 года родился фельетонист Иван Андреевич Вашков. В свое время он и два его сына были чрезвычайно известны – и каждый на своем поприще.
Иван Андреевич Вашков – выходец из купеческой семьи. По воспоминаниям, при дележе миллионного отцовского наследства он был мошеннически обделен родственниками. Эта «жульническая эпопея» потом будет отражена в повести Вашкова «Куда черт не поспеет, туда бабу пошлет».
Из-за бедности он так и не получил серьезного образования: не окончив гимназию, пошел в чиновники. Но вскоре нашел свое истинное призвание – журналистика, сатира и юмор. Вашков сотрудничал со многими популярными изданиями последней четверти XIX века. Среди них – юмористические журналы «Развлечение», «Колокольчик», «Будильник», газеты «Новости дня», «Петербургский листок», «Нижегородская почта», «Московский листок».
Свои юмористические очерки, рассказы и фельетоны Вашков подписывал псевдонимами: Мичман Жевакин, Экзекутор Яичница, Шапка-Невидимка, Индеец из Сокольников, Безответный редактор, Майор Бомба, Поэт Мизантроп, Философ Изподтишкин.
О творчестве Вашкова говорили: «Сжатая форма рассказа, меткие характеристики, удивительные сравнения и добродушный юмор делали некоторые его импровизации настоящими шедеврами».
При этом Вашков вел безалаберную жизнь: ночи проводил с приятелями в кабаках, а утром с воспаленными глазами пытался писать юмористические рассказы, которые уже были оплачены редакторами журналов. А иногда Иван Андреевич и вовсе уходил в многонедельный запой. Такая бурная жизнь не могла продолжаться долго. Вашков умер молодым – в возрасте 45-ти лет.
Старший его сын – Евгений Иванович Вашков – тоже получил известность как писатель, но несколько в ином роде. Он учился в Строгановском училище, но в отличие от своего брата, Сергея, о котором речь ниже, не окончил образования – ушел с головой в журналистику. Сотрудничал в журналах «Новь», «Родная речь», «Искры», газетах «Новости дня» и «Русское слово».
В 1900 году в журнале «Русская мысль» был напечатан сенсационный материал Евгения Вашкова – «Пушкин. Новое неизвестное посвящение Керн». У присяжных пушкинистов произошло нечто вроде шока. Как?! Неизвестное стихотворение Пушкина, новое в его любовных отношениях с Анной Керн? И все это отыскал в архиве безвестный сотрудник Румянцевской библиотеки. Начались долгие литературоведческие споры, выдвигались самые невероятные гипотезы. Однако полет фантазии оборвался самым неожиданным образом: экспертиза установила, что так называемое «Посвящение Керн» – подделка. На Вашкова тут же накинулись литературные критики и историки всех мастей. А ему этого только и надо было – в одночасье он стал известен всей читающей России!
В новейшей истории литературы страсть к мистификациям породил шотландец Джеймс Макферсон своими якобы переводами поэм легендарного кельтского барда Оссиана. На его проделку «купились» многие. Того же Пушкина разыграл не только Макферсон – юный Александр Сергеевич сделал перевод из Оссиана, но и Проспер Мериме – с «Песнями южных славян»...
Писатель Анатолий Павлович Каменский вспоминал о Евгении Вашкове: «Этот господин известен всей старой богеме Петербурга и Москвы… по характеру что-то среднее между Хлестаковым и бароном Мюнхгаузеном… Обладает талантом искуснейшего мистификатора»...
После революции Вашков перебивался случайными заработками, но его не оставляла страсть к мистификациям. В 1929 году он написал в журнал под названием «30 дней» письмо, в котором сообщал, что по случаю приобрел «блокнот купца Федора Семыкина». И в нем среди хозяйственных записей он обнаружил фрагменты неизвестной поэмы Некрасова.
Новость заметили. А как иначе?! Сам Ленин еще до Октябрьской революции усмотрел в Некрасове революционного демократа.
Вскоре из Иваново-Вознесенска от Евгения Ивановича Вашкова приходит письмо к пролетарскому поэту Демьяну Бедному: «Уважаемый Ефим Александрович! Мною на местном рынке неожиданно найдена и куплена записная книжка Федора Семыкина. И среди различных строчек и пометок находится неизвестная поэма Н. Некрасова “Светочи”».
Демьян Бедный подсуетился и сумел «уговорить» Вашкова продать ему купеческий блокнот за приличные деньги.
Окрыленный покупкой Демьян публикует в двух апрельских 1929 года номерах «Правды» вновь открытый «шедевр» Некрасова, в котором тот превозносит декабристов до небес и вовсю громит царский произвол:
«…. Много невзгод и кручины
Видел наш русский мужик,
Гнулись и плечи, и спину
От непосильных вериг»…
С легкой руки «Правды» о сенсации заговорили и другие издания. Эта вакханалия продолжалась бы Бог знает сколь долго, если бы экспертиза купеческого блокнота не доказала: бумага действительно XIX века, а вот чернила определенно XX-го. Да и графологи пришли к выводу, что человек, писавший некрасовские строки, знаком с новыми нормами русского языка, введенными реформой 1918 года. Однако споры присяжных литературоведов вокруг «Светочей» продолжались еще много-много лет. И сколько бумаги на это извели!..
А еще в числе литературных мистификаций Вашкова были «архив» декабриста Михаила Фотиевича Митькова, а в нем – якобы «дневник» другого декабриста – Александра Ивановича Одоевского и «письма» Рылеева.
А тем временем в Иванове-Вонесенске Вашков создал акционерное строительное общество. Тогда еще вовсю пышным цветом цвел НЭП. Фирма предлагала всем желающим постройку собственного особняка в центре города. Просили лишь небольшой аванс. Естественно, никто ничего не строил. А доверчивым гражданам говорили, что получение необходимых разрешений на строительство затягивается.
И вот что интересно: эта афера продолжалась довольно долго, пока не вмешалась областная газета. В итоге Вашков в 1933 году очутился в Дмитлаге, на строительстве канала Москва-Волга. Но он и там не потерялся: работал в агитбригаде, написал сценарий фильма о Каналстрое. Освободился в 1936 году. Через два года скончался. Но перед смертью он успел еще раз «порадовать» литературный мир – на этот раз «неизвестным» стихотворением Маяковского «Была – Русь»»:
Была – Русь,
Был – народ
Был царь-урод!
И представьте, редакторов, этих тертых калачей, ничему не научила история с некрасовским «светочами»: они напечатали «неизвестное стихотворение Маяковского». И это стало как бы прощальным поклоном Евгения Ивановича Вашкова...
Брат Евгения, Сергей Иванович Вашков, тоже личность весьма известная. Художник, архитектор, один из мастеров московского модерна. В 1901 году Сергей закончил Императорское Строгановское училище технического рисования. Огромную роль в его творческом становлении сыграл Виктор Михайлович Васнецов.
После училища Вашков работал в ювелирной мастерской Карла Фаберже, потом стал художественным руководителем московской фабрики церковной утвари купцов Оловянишниковых. Среди его известных работ тех лет: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святого Гермогена в Московском Кремле, частные купеческие надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве.
Вашков создал свой художественный стиль, в котором нашли яркое воплощение древнерусские мотивы. В 1909 году архиепископ Антоний (Храповицкий) по этому поводу писал: «Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником Сергеем Ивановичем Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым».
А самое известное архитектурное произведение Вашкова – оформление фасада доходного дома при церкви Святой Троицы «что на Грязех», в конце Чистопрудного бульвара, почти на углу с улицей Покровка.
Декор дома Вашков выполнил по мотивам резного каменного убранства древнего Дмитровского собора во Владимире. Художник «населил» фасадную плоскость сказочными зверями и птицами, невиданными растениями.
Первоначально четырехэтажный дом отличался выразительным силуэтом и был увенчан двумя шатровыми башнями. Фасад украшен терракотовым барельефом. Одним из первых жильцов дома стал сам Вашков. Он здесь жил до самой кончины. Художник преподавал в Строгановском училище. С группой единомышленников создал новый художественный журнал «Светильник» для исследования и популяризации отечественного искусства. В редколлегию издания вошли Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Васильевич Нестеров, Алексей Викторович Щусев. Однако в ноябре 1914 года Сергей Иванович Вашков скоропостижно скончался. Ему было всего лишь 35 лет.
А скоро наступили совсем другие времена. В 1945 году дом Вашкова на Чистопрудном бульваре был надстроен двумя верхними этажами, что привело к уничтожению ряда верхних барельефов, нарушило композиционное единство проекта. Наверно, какие-то влиятельные советские начальники таким образом решали свой квартирный вопрос. А этот вопрос, как уверял мудрый Булгаков, испортил многих москвичей.