Найти в Дзене
Идём в музей

10 фактов о живописце Карле Брюллове

Оглавление

При рождении носил фамилию «Брюлло»

Карл Брюлло родился в семье художника французского происхождения Пауля Георга Брюлло. По приезде в Россию Пауль сменил имя на Павла, но оставил французскую фамилию. Сам же Карл Брюлло изменил фамилию в юношестве, перед своим отъездом в Италию.

Его воспитывал деспотичный и требовательный отец

Творческая судьба маленького Карла была предопределена с раннего детства. Его отец был известным живописцем, преподавал в Академии художеств, и его братья обучались там же. В детстве Карл очень много болел и до семи лет практически не вставал с кровати, но отец заставлял его рисовать наравне с другими детьми. Если мальчик по какой-то причине не мог или не успевал сделать задание по рисунку, его могли оставить без еды. Однажды отец так сильно ударил его, что Брюллов оглох на одно ухо.

Карл Брюллов. Автопортрет. Около 1813—1816 гг.
Карл Брюллов. Автопортрет. Около 1813—1816 гг.

Закончил Академию художеств с отличием

Карл уже в юном возрасте превосходил в своем мастерстве всех студентов и мог тягаться по уровню рисунка и живописи с известными преподавателями. На старших курсах юноша за небольшую плату помогал своим однокурсникам и правил их экзаменационные работы. В 1821 году Брюллов с отличием окончил академию и вступил в Общество поощрения художников.

Прожил в Италии более двенадцати лет

После окончания Академии Брюллов со своим братом Александром отправился путешествовать в Италию. Впоследствии художник побывал во многих городах Европы, но остался жить в Италии. Именно там он отточил свой стиль и состоялся как мастер.

Карл Брюллов. Дагеротипное изображение из собрания Эрмитажа
Карл Брюллов. Дагеротипное изображение из собрания Эрмитажа

Ему покровительствовала графиня Юлия Самойлова

Юлия Павловна Самойловна была русской аристократкой, наследницей огромного состояния рода Скавронских и меценаткой. Она познакомилась с молодым Брюлловым в Риме, и между ними сразу завязались близкие отношения. Юлия Павловна была любовью жизни и главной музой художника и покровительствовала ему до самой смерти.

Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Около 1842. Собрание Государственного Русского музея
Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Около 1842. Собрание Государственного Русского музея

Короткий брак с Эмилией Тимм сделал его изгоем

Брюллов был женат на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм. Супруги прожили в браке всего месяц, после чего навсегда расстались. Бракоразводный процесс затянулся на несколько лет и обрушил на художника общественное порицание и клевету. Предполагаемой причиной разрыва стала связь невесты с ближайшим родственником, которая продолжилась после замужества. В это нелёгкое время Юлия Самойлова вернулась из Италии, чтобы поддержать Брюллова.

Император Николай I подарил ему бриллиантовый перстень

Картина «Итальянское утро», написанная в 1823 году, принесла Брюллову известность в Италии и России. Общество поощрения художников подарило полотно супруге Николая I, Александре Федоровне. Император настолько впечатлился подарком, что пожаловал художнику бриллиантовый перстень и заказал парную картину. Именно так появилось известное полотно «Итальянский полдень».

Карл Брюллов. «Итальянское утро», 1823 г. (Собрание художественной галереи Кунстхалле Киля) и «Итальянский полдень», 1827 г. (Собрание Государственного Русского музея)
Карл Брюллов. «Итальянское утро», 1823 г. (Собрание художественной галереи Кунстхалле Киля) и «Итальянский полдень», 1827 г. (Собрание Государственного Русского музея)

Получил звание профессора Академии художеств за картину «Последний день Помпеи»

Картина «Последний день Помпеи», представленная в 1833 году, была восторженно принята европейской и русской публикой. Евгений Баратынский написал о ней известные строки: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день». Картина получила первую премию на парижском Салоне 1834 года и была подарена Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В настоящее время она находится в Русском музее.

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1830—1833. Собрание Государственного Русского музея
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1830—1833. Собрание Государственного Русского музея

Участвовал в росписи Исаакиевского собора

Брюллов разработал эскизы с фигурами апостолов, евангелистов и серию картин на тему «Страсти Христовы» для большого соборного купола, после чего приступил к росписи. Однако пребывание и тяжелый труд в сыром помещении подорвали и без того слабое здоровье художника, и он был вынужден просить освобождения от работы. Роспись заканчивал живописец Петр Васильевич Басин.

Умер в Италии

Карл Брюллов скончался в местечке Манциана под Римом, где проходил лечение минеральными водами. Ему было 52 года. Художник был похоронен по лютеранским традициям на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Еще больше интересных статей о культуре и искусстве на сайте и в группе ВКонтакте!

Похожие подборки, которые могут вас заинтересовать: