«Я вообще не люблю ответственность» – сказал знакомый. «Скорее всего, ты не любишь то, что привык считать ответственностью» - ответила я. Под словом «ответственность» каждый может понимать свое. Некоторые родители манипулируют детьми с помощью этого понятия. «Какой ты безответственный, ты не помыл за собой посуду!», «Ты – совершенно безответственная, я тебе сказала надеть утром вот это платье, а ты непонятно во что оделась!» Складывается впечатление, что ответственность – это такое свойство человека, которое заставляет его делать неприятные вещи в угоду другим. Даже «Википедия» пишет, что «Ответственность — отношения зависимости человека от чего-то…».
С учетом того, что ответственность – главный критерий взрослости, то получается, что взрослый человек – зависимый человек. Жуть жуткая. Зачем тогда взрослеть? Это кажется очень неправильным.
Если ребенок что-то натворит за пределами семьи, то решать проблему будет его родитель. Сын украдет телефон – папа заплатит штраф. Ребенок совершает поступок, а последствия принимает его родитель. Раз родитель «разгребает» за ребенком, то логично, что он же (родитель) и будет принимать ключевые решения.
Тот, кто решает и потом принимает последствия – и есть ответственный. А теперь вспомним, что свобода — возможность выбора, возможность принимать решения (у ребенка такой возможности нет). Получается, что ответственность, это не зависимость, а свобода.
Почему же тогда есть страх ответственности? Да вот из-за этих родительских манипуляций. Мама принимает решение, что надо мыть посуду. А потом обвиняет дочь в безответственности. Но как девочка может отвечать за то, что не она решала? Был ли у ребенка выбор: мыть или не мыть? Нет выбора – нет ответственности. Здесь было бы адекватно упрекнуть ребенка в непослушании, если она не выполнила мамин наказ.
Одно из самых тяжелых переживаний – бессилие. Это чувство частенько становится источником глубоких психических травм. Очень часто бессилие возникает из-за ложной ответственности. Из-за иллюзии, что ты в этой ситуации можешь что-то изменить. «Ты должен сам собирать свой школьный рюкзак, без моих напоминаний» – часто требуют мамы. А для психики младшего школьника это может оказаться слишком сложной задачей. Такие навыки важно получать постепенно, с поддержкой старших. И этот ребенок оказывается в сложной ситуации: от него требуют отвечать за то, что изменить он не в состоянии. Мамино одобрение для маленького человека очень важно. И вот получается, что малыш никак не может заслужить мамину похвалу, не в состоянии просто. Но давление требования есть. В такие моменты тоже зарождается страх перед ответственностью. Страх перед чувством беспомощности и бессилия, которые порождает ложная ответственность. Ложная потому, что реального выбора нет. Нет выбора – нет ответственности.
Взрослые люди часто страдают в случае, если неожиданно происходит что-то плохое. «Ну почему я ничего не сделал?! Я же мог заранее подготовиться!» Нет. Не мог. Дар предвиденья обычно людям не свойствен. Невозможно все предусмотреть. Невозможно отменить смерть. Это то, в чем нет нашего выбора и, как следствие, нашей ответственности.