С 1 сентября 2024 года старшеклассники российских школ начнут изучать новый предмет «Семьеведение». Этот курс будет включен в программу внеурочных занятий «Разговоры о важном» или станет частью внеклассной работы. О нововведении сообщила заместитель Председателя Правительства России Татьяна Голикова на совещании, которое провел Президент России Владимир Путин с членами Правительства.
Программа курса «Семьеведение» рассчитана на один учебный год, и администрация школ может сама выбрать, в каком классе — 10 или 11 — она будет реализована. Вести занятия будут, как правило, педагоги-психологи, а также, возможно, учителя истории. Уроки «Семьеведения» будут проходить в формате доверительных бесед, где ученики смогут задавать вопросы, делиться своим мнением и получать разъяснения на интересующие их темы. Поскольку курс относится к внеурочной деятельности, его посещение будет необязательным, если старшеклассники выберут другие кружки или занятия, предлагаемые школой.
На данный момент планируется введение курса только для старшеклассников, а также студентов колледжей и техникумов. Однако в Государственной Думе рассматривается возможность расширения программы на учащихся всех классов с 1 по 11.
Что будет включать в себя программа курса "Семьеведение"
Курс включает 34 занятия, разделенных на несколько ключевых тематических блоков:
- Ценности и традиции семьи: обсуждение роли семьи в жизни человека и общества, духовных и нравственных основ, семейных традиций и уклада.
- Отношения в семье: изучение основ семейных отношений, культуры общения, взаимоотношений до вступления в брак, начала совместной жизни, а также отношений между родителями и детьми, преодоления кризисов и конфликтов.
- Здоровье и благополучие семьи: акцент на здоровый образ жизни, психологическое здоровье семьи, цифровую гигиену и безопасность.
- Сопровождение и поддержка семьи: знакомство с семейной политикой РФ, мерами государственной поддержки, правами и обязанностями супругов, а также обсуждение бытовых вопросов и досуга современной семьи.
Каждый тематический блок завершается итоговым проектом, где школьники смогут применить полученные знания на практике. Занятия будут проходить в формате дискуссий и практических упражнений. Примерный план урока включает три этапа:
- Мотивационно-целевой этап: учащиеся рассматривают кейс по теме, смотрят видеоматериалы и обсуждают проблему, ставя ключевые вопросы для дальнейшего обсуждения.
- Основной этап: изучение статистики и нормативно-правовых актов, обсуждение информации, проведение практических упражнений.
- Подведение итогов: анкетирование или блиц-опрос и выбор темы для итогового проекта.