Начало августа - непривычное время для старта театрального сезона, обычно это происходит ближе к осени или даже к ее середине, но нынешний год особенный сразу по трем причинам. Первая - два месяца, которые проводился ремонт в Драматическом театре им. Грибоедова, которые "съели" кусочек весеннего периода у нашей жемчужины культурной жизни. Второе событие - грядущий юбилей театра, сезон 2024-2025 гг станет годом его 245-летия, знаковая дата, в которую зрителя нужно удивлять и радовать чем-то особенным. И, собственно, главная причина появления этого материала - новый художественный руководитель, Михаил Бехтерев.
Михаил Валерьевич, несмотря на молодой возраст, уже опытный мэтр, не один год преподававший в ГИТИСе, готовя студентов на кафедре режиссуры драмы (сам этот факультет ранее и заканчивал). Вел курс и в Новосибирском государственном театральном институте (актерский факультет). В послужном списке - работа в Ферганском русском драматическом театре, Центральном академическом театре Российской армии и опыт работы на зарубежных сценах, спектакли под его руководством ставились в Болгарии и Италии. И вот теперь - Смоленск, еще одна, будем надеяться, важная и значимая веха в творческом пути. Знакомство смоленских журналистов и худрука состоялось в официальном формате во время пресс-конференции:
"Грядущая дата юбилейная, хоть и не такая ровная, как, скажем, 250 лет, но уже практически четверть тысячелетия, история вашего театра очень богатая и важно отблагодарить зрителя за такое длительное "сотрудничество". К тому же, нас ждет еще одна важная дата - 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Хотелось бы встретить эту дату не просто торжественными мероприятиями, а серьезным художественным произведением. Каким - сейчас ищем, думаем, выбираем".
Но первоочередная задача, которую ставит перед собой Михаил Бехтерев - освоиться. Новая должность обязывает быть универсальным солдатом культуры - и познакомиться с труппой, и понять специфику идущей на спектакли публики и ее ожидания, и пропитаться колоритом и особенностями нашего города, чего уж там - лучшее вдохновение для творца - ощущение места, в котором работаешь.
"С последним у меня сложностей не возникнет, - улыбается Михаил Валерьевич. - Город у вас красивый, старинный, чувствуются века истории, вы это сохранили, очень приятно ощущать и видеть. Самое важное - чувствуется особая атмосфера, приятно погружаться в нее. С удовольствием походил по вашим улицам, на фонтаны, памятники посмотрел. Влюбился с первого приезда в Смоленск".
Еще одним планом, которым поделился он с журналистами, стала работа с профессиональным развитием труппы:
"В Смоленске сформирована прекрасная команда, опытная, с уважаемыми мастерами - в этом нет сомнения. Однако, как и в любом творчестве, всегда есть куда расти. Поэтому я бы очень хотел, чтобы опытные московские педагоги приезжали к нам со своими программами, мастер-классами. Я очень большое внимание уделяю сотрудничеству с ГИТИСом, наш ректор Григорий Заславский своих выпускников поддерживает, держит связь. Уверен, нам получится найти пути сотрудничества, по которым сюда будут приезжать преподаватели по сценическому движению, актерскому мастерству и сценической речи - в первую очередь, конечно, это пойдет на пользу молодым артистам, но и заслуженным членам коллектива будет интересно".
Взаимодействие со столицей Михаил Валерьевич здесь видит также и в репертуарной части - не исключая, что Смоленск в скором времени сможет увидеть постановки выпускников театральных ВУЗов Москвы. Среди зрителей, по его словам, есть немаленькая прослойка людей, идущих преимущественно на постановки современные, "завезенные", если можно так выразиться. Необходимо также сделать большой упор на привлечение в зал на спектакли молодежи.
"Я совмещаю в себе две работы - режиссера, в этом плане буду помогать театру в поисках материала, интересного, свежего, завлекающего. Последние 30 лет театр как таковой ищет современную пьесу, при том, что есть огромное множество действительно талантливых авторов, современников, с крайне любопытными произведениями, которые хочется донести до публики. Вторая работа, как худрука, как раз про публику - молодежь необходимо привлекать в театр. Будем прощупывать пути, какими это можно сделать, возможно экспериментировать. В любом случае, смолян ждет, я надеюсь, не скучный сезон. Мы постараемся над этим поработать со всем усердием!"