Прочитала совершенно удивительную книгу – «Фаюм» Евгения Кремчукова. Каждые 30-50 страниц у меня появлялось множество вопросов, а после прочтения целиком хотелось перечитать еще раз. Не потому что сильно понравилось, а потому что зацепили некоторые моменты, которые станут понятны только при повторном прочтении. Спасибо Отцу родному за то, что подсказал подкаст с обсуждением этой книги: многое встало на свои места. «Фаюм» – сложная и многогранная книга с элементами магического реализма.
Сюжет
Илья работал аниматором на площадях Санкт-Петербурга: упаковывал себя в образы людей эпохи, закончившейся лет так 200 назад, предлагая туристам фотографироваться с ним. В ходе работы он познакомился с Машей, которая работала тем же аниматором, завязались отношения. Но Илья решил зарабатывать на жизнь другим: он стал писать фаюмы. Это такие биографии, которые дают заказавшим их бессмертие. Только вот в одно из утр Илья просыпается в новом обличии – с двумя головами. И окунается в водоворот сумасшедших событий, попутно рассказывая фаюмы.
Плюсы
Книга небольшая, всего 250 страниц, но если хочется чтения на «подумать», то это то, что нужно. Во всех анонсах и отзывах вспоминают Кафку: шутка ли, человек проснулся с двумя головами. Но в его случае все выглядит не так, как у классика. И смысл у этого другой. Смысл во второй личности, во взаимодействии с другими людьми или теми же личностями.
Крайне сложно говорить о книге без спойлеров. Это тот случай, когда можно либо просто сказать, что это поэтичная и многогранная книга с уймой мыслей, либо начать обсуждать, разбирая каждое событие. Рассказывать сюжет для обсуждения я не хочу, поэтому повторю идею из подкаста: эта книга (скорее всего) транслирует идею скорби об отношениях. Как я понимаю, Илья и его окружение, его фаюмы, его самые разны люди – это все те, кто не сумел выстроить комфортные взаимодействия, поэтому тоскует о нормальной жизни. Имея вторую голову, слепоглухоту, одиночество или еще что-нибудь в этом роде.
Герои уходят в параллельное: ту же слепоглухоту, в спектакли, в фаюмы, сны, даже вымышленных подруг себе заводят. Скорбя о нормальной жизни, они ее боятся. Боятся жить нормально, как все люди, принимать решения, действовать. Причем даже банально заводить семью – боятся.
Этим объясняется и выбор героя Ильи для аниматорства, а также данные ему роли для спектакля. Бэкграунд для восприятия книги нужен – мне его не хватило, я не слишком хорошо знаю исторических личностей, чтобы проникнуться этой частью книги целиком.
Минусы
Напомню, в книге 250 страниц. И автор, как это было с «Лисьими бродами», попытался надеть все платья сразу. Здесь и двоеголовие, и насыщенные фаюмы (и каждый уводит нас в отдельную историю), и мчащийся непонятно куда экспериментальный поезд, и представление для участников без зрителей... и в итоге получилось так, что автор для себя может быть и обосновал все, закольцевав одно с другим, а второе с третьим. Но для меня как для читателя некоторые линии оказались брошенными, незавершенными. Кто играл с Машей в игру (намек в конце ясен, но это лишь намек)? Почему Илья ехал в поезде с Данилычем (и тут тоже только намек)? И так далее. Если убрать хотя бы одну из этих ярких линий, отчаянно тянущих повествование на себя, было бы яснее и лаконичнее, учитывая объем. А пока что странички торчат немного во все стороны. Ну или стоило дописать книгу до 400 страниц, правда, тогда повествование вышло бы еще более сложным, что отсеяло бы часть аудитории. Впрочем, кто знает.
Итог
Евгений Кремчуков – автор, за которым нужно следить, изучая его творчество и читая каждую книгу. Первый и второй романы совершенно не похожи друг на друга. Любопытно, что же он выдаст дальше. «Фаюм» – сложная и задумчивая, поэтичная и проникающая книга, которая подойдет не всем. Но те, кто ее прочитают, совершенно точно потратят время не зря. Ссылку на подкаст положу в первом комментарии, но учтите, что в нем есть жесткие спойлеры. Советую послушать после прочтения.
А вы читали автора?
_______________________________________
Еще у меня есть телеграм-канал. Там то же, что и тут, и немного больше.