Экспонат А
Поучаствовала в вебинаре о методиках преподавания. Всё было хорошо, девушка-репетитор говорила правильные слова. Потом в чате появился вопрос.
- А что делать, если у меня в классе 30 очень слабых детей?
Ответ потрясающий.
- Я не знаю, со слабыми детьми не работаю.
Легко быть святым, сидя на горе Тай-Шань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре...
Я что-то пропустила? Разве отстающие ученики не основная целевая аудитория репетиторов? К экзаменам еще готовят. Но опять либо тех, кто не сдаст, либо тех кто не сдаст на желаемом уровне.
Экспонат Б
Девушка в комментариях внезапно написала аж три сообщения подряд. Нетипичная ситуация. Что же случилось? Думаю, что картина мира, в которой у детей есть потолок в обучении, дала трещину. И вместо того, чтобы взглянуть, а что за ней, подвезли бетонные объяснения. Пересборка модели реальности энергозатратна. Проще заболтать и успокоиться.
В моей практике действительно были случаи, когда через месяц занятий оценки улучшались с двоек-троек до четверок-пятерок. Да, ни с каждым учеником так получается. Но мой золотой стандарт: «через месяц ситуация должна улучшиться».
Месяц это восемь-девять часов индивидуальной работы. Этого времени достаточно, чтобы выяснить в чем проблема и начать ее решать.
Бывают тяжелые случаи. Был у меня ученик, которого устраивали тройки. Вполне мог учиться на четверки-пятерки. Но как только об этом заходила речь, он рассказывал, как тяжело живется отличникам в его классе. В итоге на контрольных не решал больше, чем на тройку. Зачем напрягаться, если после этого будут напрягать еще сильнее? Но программу он освоил, экзамен на четверку сдал.
Не бывает обучения без результата. Способность учиться заложена в нас эволюцией, это буквально вопрос жизни и смерти. Если человек не учится, значит процесс обучения выстроен не верно. В сфере образования проведено огромное количество исследований. В них показано, какие факторы влияют на обучение, как сделать так, чтобы оно было эффективным. Изучения результатов этих исследований помогает мне понять, что происходит с конкретным ребенком. Почему он не учится и как это исправить.