Первая встреча с сербской полицией состоялась на платной автомагистрали, когда мы с женой ехали из Нови-Сада в Белград. На большей части этой дороги ограничение скорости движения - 130 км/час. Не штрафуемого порога в 20 км/час как в России - нет. (К слову, ограничение скорости на остальных дорогах – 80 км/час, а в городах и сёлах – 50, а то и 30 км/час). Но подробнее о дорогах, автомобилях и манере езды местных жителей мы поговорим в другой раз.
Единственная на всю Сербию, пересекающая страну автомагистраль довольно сносного качества, поэтому на спидометр часто и не смотришь. Что ж, за ошибку пришлось заплатить. Не доезжая до пункта оплаты, справа промелькнул грязный фургон с громоздкой камерой на крыше, скромно притулившийся на обочине дороги. Ногу с педали газа убрал, но слишком поздно. И сразу за пунктом нас уже терпеливо поджидал поминутно шмыгающий носом дядька в синей полицейской форме, который приглашающим жестом призвал к остановке.
- Попался! – прошипела супруга, - Вечно гонишь, вытаращив глаза!
- Да ладно тебе, - отмахнулся я, - Подумаешь! Я с российскими ГАИшниками всю жизнь общался! Что я с сербом не договорюсь! Сейчас затяну: «Твоя-моя не понимай, мир-дружба, Россия-Сербия – братья навек» и поедем дальше!
Супруга недоверчиво фыркнула и отвернулась к окну.
На всякий случай из машины я предпочел не выходить, дожидаясь, когда полицейским подойдёт сам. Мало ли как здесь заведено! Это в России при остановке сотрудником ДПС, в большинстве случаев водители поспешно выскакивают из-за руля и льстиво улыбаясь, протягивают документы на авто, перебирая в уме грехи, возможно совершенные за последние десять километров. А вдруг тут, как в Америке – воспримут твоё покаянное движение как попытку нападения на полицейского, и положат на грязный асфальт лицом вниз. (Сам я в Америке не был. Рассказывали о таком случае…)
Однако, полисмен был настроен вполне дружелюбно и милостиво разрешил выйти из машины. Отдав ему документы, я затянул заранее заготовленную плаксивую речь на чистейшем русском языке, мол «сами мы не местные, на сербском наречье – не бельмеса, отпустите нас дяденька пожалуйста, мы больше так не будем» и т.д. В конце своей речи я осторожно, но не без пафоса, напомнил ему о нерушимой дружбе русских и сербских народов и замер в ожидании решения своей дальнейшей судьбы. Правда, не без горечи про себя отметил, что весь мой спич не произвёл на служивого ни малейшего впечатления.
Дождавшись, когда я закончил, полицейский произнёс ответную речь, из которой даже моего простейшего на тот момент знания сербского было достаточно, чтобы понять - он меня остановил за превышение скорости.
Но я продолжал валять дурака дальше, глупо улыбаясь и отрицательно качая головой. Не понимаю, мол!
Покрутив в руках мои права и паспорт, тот вздохнул, полез в карман и достав из его недр блокнот, быстро накидал корявый детский рисунок, на котором шаловливой рукой изобразил дорогу и машинку. На дороге нарисовал цифру 130, на машинке – 145. А для большей убедительности сверху машинки старательно вывел слово «Рус».
Дальше прикидываться смысла не было.
Я кивнул и вопросительно уставился на него. Полицейский на той же бумажке вывел цифру 5000.
- 5000 динаров! – взвизгнул я, и тут же с надеждой спросил, - А вы нолями не ошиблись?
- Давайте договоримся! Ну, хотя бы половину! – показал ему жестами.
Полицейский покладисто кивнул и приказав мне вернуться в машину, удалился в свою.
- Эх, надо было с тысячи торговаться начать, - пробормотал я, усаживаясь в машину.
Когда не надо, слух у моей супруги отменный.
- Ты ему, что, взятку предложил? – спросила она.
Я отрицательно помотал головой, но тут меня пробил холодный пот.
Ладно превышение скорости, не такое уж это и страшное преступление, но попытка дачи взятки должностному лицу при исполнении служебных обязанностей. Сейчас он по рации начальству доложит и заработает себе «галочку» за бдительность и неподкупность…
Я посмотрел на супругу и в голову пришла грустная мысль: «Как она бедная без меня одна. В чужой стране с двумя кошками на руках.» Когда я в тёмных, сырых казематах, голодный, отощавший, из последних сил волокущий гремящие тяжеленые кандалы…
…В этот момент с чёрного свода тюремного замка сорвалась капля и залила огонёк последнего огарка свечи, потушив её. До моего уха донёсся стук. Очевидно, стражники волокли по коридору на казнь очередного бедолагу, и для большего нагнетания жути стучали огромным ключом по толстым деревянным дверям…
И так мне жалко себя стало….
… - Заснул что ли? – толкнула в бок супруга, - Вон полицейский тебя зовёт!
Полицейский ещё раз вежливо постучал в стекло, приглашая выйти.
К небольшому облегчению, наручников в его руках я не увидел. Хотя какая разница. Сейчас просто пристрелит, и дело с концом.
Но полицейский просто протянул мне протокол и чек на оговоренную сумму – 2 500 динаров.
Оказывается, в Сербии можно просто оплатить на месте половину штрафа и валяй, греши дальше! Но как мне позже рассказывал друг, инспектор полиции, хотя это и предусмотрено законом, полицейские на такой шаг идут крайне неохотно, отправляя нарушителя в банк. Так что будем считать – повезло. Кстати, половину в Сербии можно оплатить только в первые три дня с момента нарушения, в России – даётся на раскачку двадцать. А штрафы в Сербии огромные. За превышение скорости в 15 км/час – 5 000 динаров. Но здесь служивый явно переборщил, так как я позже выяснил, что штраф вне населённого пункта в Сербии составляет 3 000 динаров. Наверное, он так поступил от «большой любви» к «понаехам» из России.
Одни русские мне рассказывали, что их за небольшое превышение скорости на автомобиле с российскими номерами оштрафовали на 9 000, а перед этим вообще поволокли в суд, а машину на штафплощадку. Хотя, может, что-то не договаривают…
Может, из-за огромных штрафов, может из-за въевшегося в кровь каждого серба «полако», но ездят они по дорогам аккуратно. Может даже слишком. Но это не означает, что на дороге нет идиотов.
«Двухлетнюю Данку Илич сбили двое работников водоканала в нетрезвом состоянии, когда она выбежала на дорогу, в 30-40 метрах от дома. Находившиеся в машине выбросили её тело на местную свалку, а затем перенесли его в другое место. Полиция и жандармы продолжают поиски.»
Я хорошо помню эту историю. Тогда всю страну подняли на уши. На телефоны рассылали ориентировки на девочку, на пограничных пунктах висела её фотография. Прошла даже информация, что эту девочку похитили и похожую видели в Австрии. И насколько мне известно, тело так и не нашли.
Теперь переместимся с дорог и посмотрим на общую обстановку.
«В среду, 3 мая 2023 года, тринадцатилетний мальчик в Белграде открыл стрельбу в школе и убил из двух пистолетов, принадлежащего его отцу, восемь своих сверстников и школьного охранника, ранив при этом еще шестерых детей и учительницу истории. В полицейском докладе говорится, что он сумел выстрелить 57 раз, прежде чем вызвал полицию и спокойно дождался, пока за ним не прибыл патруль.
На следующий день 4 мая массовое убийство в Младеноваце. Произошло рано утром, с четверга на пятницу после уличной ссоры между убийцей и его друзьями. Сначала он открыл огонь из автомата по группе людей, с которыми возник конфликт, а затем сел в свою машину, поехал в направлении гор. Крагуевац, и из того же автомата расстрелял случайно оказавшихся на его пути прохожих. В ту ночь ему удалось убить восемь человек.»
Вот такие печальные события происходят порой в Сербии.
Кто-то возразит, что подобное происходит по всему миру. Да, но только в Сербии это вызывает огромный общественный резонанс, оппозиция выволакивает народ на митинги, а правительство с местными властями делают всё, чтобы избежать подобных случаев.
К примеру, сразу после майских событий в стране была объявлена акция для населения по добровольной сдаче оружия.
При этом полиция выполняет свою работу как-то незаметно, зато эффективно. Большое внимание уделяется профилактике преступлений и работе с молодёжью.
Вообще профессия полицейского считается в стране престижной, и работой своей полицейские дорожат.
На пешеходных переходах около школ устанавливают вот такие стенды для малышей.
Так безопасно ли жить в Сербии?
Маленьких детей люди спокойно отпускают на улицу гулять даже с наступлением темноты, не опасаясь, что их кто-то может обидеть. Хотя, когда мы приехали в Сербию, все столбы, заборы и стены домов были обклеены листовками, в которых говорилось, что какой-то отморозок убил восьмилетнюю девочку прямо в торговом центре и преспокойно скрылся. Молодежь, как им и положено по возрасту – кучкуются на остановках или около кафан, но всегда уступят дорогу прохожим и агрессию не проявляют. Цыган-попрошаек в городах много, но они не наглеют. Страна маленькая, и всякие печальные истории громко освещаются.
Но в Сербии осталась одна большая проблема: в стране на руках населения ещё со времён балканских войн скопилось значительное количество оружия.
Как-то на зимних каникулах мы решили поехать в Черногорию (об этой поездке я расскажу в одной из следующих статей), и доверившись Яндекс-навигатору, умудрились заблудиться. Пришлось обращаться за подсказкой к представителю местного населения, сидевшему на завалинке около затерянного в холмах дома. Тот курил, отхлёбывал ракию и прежде чем объяснить дорогу, долго молча рассматривал невесть откуда-то взявшихся в такой глуши русских, само собой ни в дом, ни даже во двор не приглашая.
Выслушав нас, серб путанно объяснил, как выехать на большую дорогу. Но то ли мы так поняли, то ли он так объяснял, однако заблудились ещё больше, выехав на проезжий тракт лишь к вечеру.
Так вот, прощаясь, я спросил, не страшно ли жить вдали от цивилизации.
Вместо ответа серб ухмыльнулся, зашел во двор и спустя минуту вернулся с исцарапанным, но на первый взгляд вполне боеспособным автоматом.
И глядя в округлившиеся глаза супруги, ухмыльнулся ещё раз и показал на видневшийся вдалеке на холме дом:
- Это что! Вон, у соседа, даже пулемёт есть!
Позже я рассказал об этой встрече своему другу Д., работающим в полиции одного из сербских городов. Но в ответ он лишь пожал плечами:
- Ничего удивительного! Да масса «левых стволов» на руках! Регулярно изымаем, но оружия много припрятано!
- Так люди же ещё и сами сдают!
- Сдают. Только по большей части либо дедовские древние ружья, либо откровенный хлам, годный разве в утиль.
- Кстати, прими хороший совет, сказал он мне напоследок, - Постарайся никогда не ссориться с сербом, особенно в сельской местности. Мои земляки в большинстве случаев не пойдут на открытый конфликт, особенно если видят перед собой большую силу. Но вспыльчивы, злопамятны и при первой возможности за оружие схватятся.
И как подтверждение его слов:
«60-летний мужчина застрелил из пистолета 13 человек: шесть мужчин, шесть женщин и ребенка в деревне Велика-Иванча в 50 километрах к югу от Белграда рано утром во вторник», сообщает телеканал RTS. «Полиция заявила, что стрелявшего зовут Любиша Богданович и что он является ветераном Балканской войны. Мотивы его поступка неизвестны.» Новость десятилетней давности, но всё же.
"Сотрудники САJ нейтрализовали сегодня вечером П. П. 1935 года рождения, который в селе Тополница под Майданпеком (восточная Сербия) из ружья убил супружескую пару: Р. Й. 1955 года рождения и Р. Й. 1956 года рождения и ранил М. Н. 1965 года рождения. Несмотря на попытки переговоров, применение свето-шумовых гранат и слезоточивого газа, он не хотел сдаваться, с ружьем в руках противостоял полиции, после чего его, согласно закону о полиции и компетенции полиции, сотрудники САJ лишили жизни", —пресс-служба МВД Сербии. Это произошло примерно месяц назад.
Так что, где бы вы не жили, в Сербии, России, или любой другой стране – берегите себя и своих близких.