Найти тему
Александр Blog

Прогулка по Запретному городу

Запретный город окутан огромным количеством легенд, одна из которых гласит, что однажды к императору Джу Ди пришел монах и рассказал о своём сне. Ему приснился прекрасный дворец, который был воплощением космического порядка и гармонии, он располагался самом центре Поднебесной, оттуда император мог править своей страной по законам неба: справедливо, гуманно и долго. Правитель приказал перенести проект приснившегося дворца на бумагу.

Пурпурный Запретный город

-2

В 1406 году началось строительство новой резиденции китайских императоров. Полное название памятника в переводе с китайского означает — Пурпурный запретный город.

Пурпурным он был назван потому, что название этого цвета в китайском языке совпадает с названием Полярной звезды. В Китае эта резиденция считалась истинным домом императора. Дворец пережил правление двадцати четырех императоров из династий Мин и Цинн. Он- свидетель народных восстаний. Его грабили, жгли и вновь восстанавливали. В наши дни здесь, в Пекине, находится музей, который принимает множество восторженных туристов со всего мира, это самый масштабный музейный комплекс на планете, известный всему миру как Запретный город.

Расположение Запретного города

-3

Место для строительства запретного города было выбрано неслучайно. По преданию, положение дворца рассчитывалось астрологами, астрономами и мудрецами. Императорская резиденция должна была находиться в центре всего мироздания и возводилась по древним канонам фэн шуй Согласно правилам, китайские города имели строго прямоугольную планировку, которая пересекалась прямыми линиями улиц. Главная магистраль шла с севера на юг, куда были обращены все фасады домов. Город был защищен крепостной стеной, ворота которой были расположены по сторонам света, такая же стена пересекала и внутреннюю часть поселения, разделяя южный (внешний) и северный(внутренний) районы. Внешний город населяли простолюдины, в то время как за стенами внутреннего города строились храмы, дома чиновников и дворцы. Цветущие сады и парки были неотъемлемыми атрибутами китайских городов. В понимании китайцев прямые магистрали улиц и чёткие очертания зданий это Ян(всё правильное, логичное, рациональное), а изменчивое, стихийное инь- всё то, что помогает сглаживать углы, приводя к общей гармонии, инь олицетворяется цветущими садами, парками и водоемами, без которых китайцы не представляли свои города. Именно по этому принципу и строилась столица Китая Пекин. Если пройти по главной площади Китая Тянь ан мень, ступив под своды врат небесного спокойствия, которые узнает каждый благодаря неизменному портрету Мао Цзе Дуна, перед нами открывается главная дорога, что ведёт к вратам Запретного города. Запретный город стал центром столицы, он располагался в пределах внутреннего города и естественно был обнесен крепостной стеной, над каждым углом которой в небо возносятся сторожевые башни необычной конструкции. Легенда гласит, что архитектор никак не мог угодить императору, и отчаявшись, в ожидании смерти начертил проект домика для своего любимого сверчка, и случилось так, что этот чертеж увидел правитель, наперекор здравому смыслу приняв его за проект здания. Северные башни так высоко возносятся над Запретным городом, что создается впечатление, что они парят в небесах. Допуск на территорию был строго ограничен, допускались только приближенные правителя и члены его семьи, а проникновение в чертог императора каралось долгой и мучительной смертью, что дает понимание названия Запретный.

Все постройки императорской резиденции, её планировка, расположение зданий, парков и водоёмов подчинялось определенной логике и служило моделью мироздания. Главная улица города считалась осью Вселенной, а императорский дворец- её центром. Каждый чертог охраняется фигурами львов Будды, мифических животных, защитников от зла, они сделаны из бронзы и пережили всё, что происходило во дворце с момента его строительства. Но эти сказочные стражи не единственное украшение, также территория Запретного города украшена фигурами журавлей и черепах, которые являются основными символами гармонии мироздания. Но самые многочисленные существа в императорском дворце это драконы, они здесь повсюду. У входа в северо-восточную часть Запретного города на стене-экране изображены девять императорских драконов , это одна из достопримечательностей дворцового комплекса. Если вы спросите любого китайца о количестве помещений в запретном городе, то, скорее, всего вам скажут, что их ровно девять тысяч девятьсот девяносто девять, это не совсем так, однако китайская логика присутствует и здесь, ведь слово девять на китайском языке созвучно слову вечный, тогда как его четырехкратное воспринималось, как пожелание долголетия императору. Всю территорию музейного комплекса пересекает рукотворный канал, так называемая Река Золотой воды, через неё переброшены несколько резных мостов белого мрамора. Центральный мост был предназначен только для императора, он украшен фигурами драконов, которые в Китае считались символом правителя Поднебесной. Согласно древним канонам архитектуры вся территория императорской резиденции разделена на две части: северную и южную. Во внешних палатах (так называемых Вей чао) император занимался важнейшими делами империи. Во внутренних палатах(Нэй тин) жила императорская семья.

Палаты императорского дворца

-4

Комплекс внешних палат императорского дворца состоит из павильонов высшей гармонии (Тай хэ дянь), полной гармонии(Джун хэ дянь) и сохранения гармонии (Бао хэ дянь). Самым большим сооружением запретного города, центром внешних палат и его жемчужиной является парадный тронный зал тай хэ дянь, он был предназначен для проведения важных государственных церемоний. Зал высшей гармонии возносится над просторной площадью на красивейшей трехступенчатой платформе белого мрамора. К тронному залу тай хэ дянь ведет центральная лестница, украшенная удивительным по своей красоте барельефом, по этой лестнице мог ступать только император. Причудливо извиваясь, девять драконов красуются на мраморных плитах, но любой, кто любовался этими изваяниями, обрекал себя на казнь, прикоснувшись к ним. Восемьдесят шесть колон, покрытых красным лаком, разделяют пространство павильона на одиннадцать продольных частей, которые устремляются к крыше, которая подобна крыльям парящей птицы, каждое ребро кровли украшено фигурками зверей-охранителей. Жёлтый свет, был символом солнца и императорской власти. Важной инженерной инновацией здесь является система кронштейнов доу гун, которые поддерживают крышу.Они стали неотъемлемой частью китайской архитектуры. Будучи сложными конструктивными элементами, доугуны не только украшали здания подобно ажурным кружевам, но и защищали их от землетрясений.

Изображения облаков и драконов венчают потолок зала тай хэ дянь. У северной стены в центре на возвышении находится трон императора, окруженный позолоченными колонами и изящными вазами, источающими запах благовоний.

Продуманная система водоотвода императорских чертогов поражает воображение. Благодаря ей во время дождя можно любоваться тем, как со ступеней террас тысячи драконов извергают из своих пастей потоки воды.

Центральная ось, пересекающая город, устремляется на север во внутренние палаты, здесь было место императорского досуга, где проживала, в том числе и его многочисленная семья. Вдоль основной магистрали расположены три главных дворца резиденции:

-Император как живое воплощение Ян, а соответственно сын Неба жил во дворце небесной чистоты ( Цянь цы гун)

-Императрица же считалась воплощением Инь и земли, именно поэтому её резиденция называлась дворцом земного спокойствия(кун ин гун). А для того, чтобы Инь и Ян соединились, пребывая в гармонии, между этими двумя покоями был построен зал объединения и мира(Сяо тай дянь). Здесь проходили личные встречи императора и его супруги. Это являлось залогом мирной и счастливой жизни во всем государстве.

Кроме главных залов во внутренних покоях находились многочисленные жилые помещения, где жили члены семьи и приближенные к императору слуги.

Среди прочих чудес Запретного города можно отметить систему отопления. Здесь нет ни одной печной трубы, ведь китайцы уже тогда придумали систему тёплых полов. Источник отопления находился за пределами зданий, а тепло подавалось в помещения по подземным трубам. Такая система исключала задымление и вероятность возгорания деревянных помещений. Украшением внутреннего дворца были три живописных парка

-Сад долголетия

-Сад доброты и спокойствия

- императорский сад

Сам Запретный город окружен тремя искусно украшенными садами, которые также носят название императорских.

Тихие беседки расположены под прохладной сенью ветвистых деревьев, а воздух здесь наполнен свежестью рукотворных водоёмов.

Запретный город в наши дни

-5

Однако, это великий памятник зодчества переживал не только времена благоденствия. Этот дворец был убежищем последнего императора Китая Пу И, который отрёкся от престола в 1912 году. А в 1925 году музейный комплекс перешёл в ведение дворцового музея. После провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 в течение двадцати лет Запретный город был под угрозой уничтожения, некоторые его постройки были разрушены, а его сокровища разграблены. Но благодаря действиям премьера госсовета Чжоу Эн Лая гибель этого памятника культуры удалось предотвратить.

С 1987 года памятник находится под защитой ЮНЕСКО. Он включен в список всемирного наследия человечества, как крупнейшее собрание древних деревянных строений. В 2005 при полной поддержке правительства Китая, начались тщательные реставрационные работы. К счастью большая часть коллекции китайского искусства была вновь возвращена во дворец. И сегодня миллионы туристов имеют возможность прикоснуться к истории Китая посредством погружения в атмосферу некогда запретного города, а в наши дни открытого всем музея Гугун.