Найти в Дзене
ЭлейнБо

Памятка для родителей о развитии понятийного мышления ребёнка (начальная школа)

Понятийное мышление (ПМ) – это умение не только знать много слов, но и понимать, что они означают, а также уметь ими правильно пользоваться и выстраивать с их помощью в своей голове сложные логические конструкции. Активное развитие ПМ начинается с 6 – 7 лет, т. е. тогда, когда ребёнок идёт в школу. Потом этот процесс можно только развивать и улучшать. Ниже показано, в чём может таиться опасность слабо развитого ПМ С 5 класса школы информация на уроках начинает подаваться в большем объёме (как в устных монологах учителей, так и в более длинных текстах параграфов), который ребёнку предстоит перерабатывать самостоятельно. Дополнительно ситуацию усложняет то, что в учебных пособиях резко сокращается количество рисунков и иллюстраций, т. к. трудно изобразить в картинках все «пространные» научные понятия. Следовательно, для беспроблемной учёбы в средней школе ПМ у ученика к этому времени уже должно быть хорошо развито. ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ РЕБЁНКА, ВЫПОЛНЯЙТЕ ВМЕСТЕ С НИМ СЛЕДУ

Понятийное мышление (ПМ) – это умение не только знать много слов, но и понимать, что они означают, а также уметь ими правильно пользоваться и выстраивать с их помощью в своей голове сложные логические конструкции. Активное развитие ПМ начинается с 6 – 7 лет, т. е. тогда, когда ребёнок идёт в школу. Потом этот процесс можно только развивать и улучшать.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ниже показано, в чём может таиться опасность слабо развитого ПМ

Таблица автора
Таблица автора

С 5 класса школы информация на уроках начинает подаваться в большем объёме (как в устных монологах учителей, так и в более длинных текстах параграфов), который ребёнку предстоит перерабатывать самостоятельно. Дополнительно ситуацию усложняет то, что в учебных пособиях резко сокращается количество рисунков и иллюстраций, т. к. трудно изобразить в картинках все «пространные» научные понятия. Следовательно, для беспроблемной учёбы в средней школе ПМ у ученика к этому времени уже должно быть хорошо развито.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ РЕБЁНКА, ВЫПОЛНЯЙТЕ ВМЕСТЕ С НИМ СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

№1. «Исследователи»

Выберите с школьником одну из вещей и начните её изучать месте. Каждому из вас предстоит по очереди выделять в ней какую-нибудь особенность в сравнении с другими предметами. В качестве образца можно использовать следующую схему:

- назовите вещь;

- укажите её признаки (форму, размер, вес, цвет; какая она на ощупь, вкус, запах);

- как происходит её изготовление (откуда берут сырьё), появление, возникновение;

- для чего она нам необходима (где применяем);

- как её использовать стандартно (по назначению) и нестандартно (что приведёт к её поломке, испорченности).

* Если какой-то информации не будет хватать, смело ищите её вместе с ребёнком в книгах или в Интернете (так Вы покажете своему чаду, что «Всемирная паутина» служит не только для «зависания» в «ТикТоке», но и для получения полезных знаний).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

№2. «Экспериментаторы»

Пример: наполните воздушный шарик водой, а затем представьте, что с ним произойдет, если вы: скинете его с окна, погрузите в наполненную ванную, проткнёте иглой, оставите на неделю, сядете на него. Далее повторите всё это в ходе практических испытаний. Каков результат? Совпал ли он с вашими представлениями?

То же самое можно делать и с другими предметами. Поверьте, через такое необычное времяпрепровождение с школьником вы можете помочь ему очень хорошо развить понятийное мышление.

! Чем чаще взрослый занимается подобными экспериментами со своим ребёнком, тем больше заинтересовывает последнего, а значит, автоматически увеличивает свой авторитет в его глазах, ведь всегда хочется равняться на того, у кого что-то получается делать лучше. Плюс ко всему такие эксперименты будут проходить не «с кем попало» и «где попало», а именно под присмотром взрослого. Опытные рекомендации родителя помогут ребёнку понять: с чем стоит экспериментировать, а с чем нет; в каком случае может возникнуть опасность и какие негативные последствия она способна принести школьнику.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

№3. «Последствия»

Выберите любую фразу, например, «Идёт дождь». Затем попытайтесь проследить все последствия этого события (и положительные, и отрицательные): мокнут деревья, нельзя погулять, кошкам холодно, птицы не летают, водителям можно не мыть машины. Чем длиннее будет эта цепочка, тем полезнее для развития понятийного мышления ребёнка.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

* Можно найти и другие интересные задания – стоит только подключить свою фантазию.

Успехов и удачи вам в ваших совместных занятиях!

Опора на сайты:

Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление» //Психологическая газета
Развитие понятийного мышления младшего школьника