Найти в Дзене
Ушел в лес

История возникновения города Бор \ Бор в XVII – XVIII веках

О времени возникновения первых поселений на территории современного города Бор можно только догадываться, ибо достоверных источников о существовании сел и деревень на указанном месте ранее XVI века нет, а более древние документы, назы-вая прочие населенные пункты раиона, умалчивают о заселении территории самого города.

Однако известно, что уже в XIV-XVI веках за-­ волжские леса служили убежищем для нижегородцев во время нашест­вий татар, и вполне возможно, что для этих случаев жители Нижнего Новгорода отстраивали зимовые дворы и землянки среди соснового бора, что шумел на песчаных холмах над Везломой-рекой, используя их в мирные годы как склады припасов, что собирались в лесу к зиме.

В публикациях покойного К. М. Купцова по истории нашего города первым барским поселением названа Везломская слободка, и приведена выписка из писцовой книги Балахнинского уезда 1591 года: ''В Везлом­ской же волости, на устье речки Везломы, что против Новгорода Ниж­него, у Волги на берегу селище, что была слободка, а в ней было безпашенных 31 двор, а земли на селище по мере 17 дес. лесу по Боровсков листок (исток) вниз по Волге на версту, а оброку давати с тое слободки царю и Великому князю с двора по 10 денег, и та слободка запустела от Казанские войны, дворы выжгли и людей в полон вывели и высекли".

Это само по себе очень ценное свидетельство все-таки рассказывает нам не о территории Бора, а о современном поселке барского Перевоза. Достаточно внимательно прочесть выписку, как это станет очевидным, тем более что в самих словах документа даны географические ориенти­ры: "на устье речки Везломы, что против Новгорода Нижнего, у Волги на берегу ... " И поскольку перевоз через Волгу на правую сторону явля­ется как бы неотъемлемой частью нашего города, я остановлюсь на его истории подробнее.

В период борьбы с татарским игом вокруг Нижнего Новгорода мог­ли существовать только селища и городища, то есть укрепленные вала­ми, рвами и деревянными крепостными стенами сельские населенные пункты, где крестьяне могли обороняться от небольших татарских от­рядов. В случае же их многочисленности все жители округи скрывались за каменными стенами Нижегородского кремля􀃡 где имелись специаль­ные осадные дворы, запасы продовольствия и оружия.

А поскольку перевоз в заволжские леса имел для Нижнего Новгоро­да не только хозяйственно-бытовое, но и стратегическое значение, здесь выросла ремесленная слобода, окруженная для охраны от лихих людей валом и тыном (в документе 1591 года названное место дважды имену­ется "селищем").

В XVI веке татары неоднократно подходили к городу, но не имея сил для взятия мощного кремля боем, они, разорив посады и пригороды, обычно уходили вспять. Так, летописец сообщает, что '' ... лета 1520 августа в 21 пришли к Нижнему Новгороду казанские князи ... и воеваша около города ... взяша в полон много ... ", а зимой 1537 года " ... шли татарове от Юрьевца на Балахну, на Городец, много християном зла учини­ли, а нижегородuы на Волге и на Оке лед окололи, и татарове нижего­родцам зла никакова не учинили ... "

Можно предположить, что во время этих походов и было уничтоже­но селище на Везломе, поскольку в 1537 году татары проходили как раз no левому берегу Волги и стояли лагерем против города в районе Бора и перевоза.

На рубеже XVI и XVII веков за перевозом на луговую сторону из Нижнего закрепляется название Сазонова. Его откупщиком (откуп пе­ревоза был довольно прибыльным, и его стремились заполучить наибо­лее состоятельные посадские) был земской дьяк, а в 1596 году и ниже­городский земский староста Богданко Сазонов.

Однако название Сазонова перевоза за переправой сохранялось не долго. В жалобе 1650 года на имя царя Алексея Михайловича игумен Духова монастыря (находился внутри каменного кремля) взамен отоб­ранной в Кунавинской стороне монастырской ремесленно-торговой слободки Гривки просил "пожаловать давати им в монастырь Везломского Перевозу и с перевозных денег по десяти рублев на год". Послед­нее название перевоза - Везломский - сохранялось около 300 лет, а поселение звалось Везломской слободой.

-2

В писцовых книгах 1621 года она записана в царские дворцовые зе­мли, и ее жители платили подати "в государеву казну".

В начале XVIII века возле слободки распахиваются пашни, и она уже называется деревней. Об этом мы узнаем из сообщения нижегород­ского летописца 1 719 года, когда " ... была в Волге большая вода... и много по реке хором несло, за Волгою на другой стороне против Ниж­няго деревню разнесло Везлому ... ".

Сам город вырос при слиянии сел и деревень, которые тоже доволь­но часто меняли свои названия. Собственно, слово "бор" означает лес­ной массив. Мест с подобным названием довольно много было по всей древней Руси. Так, в Нижегородском крае в XVI веке словом "бор" на­зывалась часть города Балахны, "боры" были в Арзамасской и Курмыш­ской волостях, Капустиным бором звали леса в районе современного Останкина. "Боры", так же как села и починки, первоначально называ-лись именами владельцев, которые часто сохранялись в людскои памя-ти как названия мест, либо менялись в случае смены хозяев. Чтобы не быть голословным, приведу любопытный пример смены названия одно­го поселения на территория Барского района.

В одном из документов за 1654 год сообщается о построении Бого­родицкой церкви "в государевой дворцовой Заузольской волости в Ка­пустине бору в починке Хвостове". Это название сохранялось до 1709 года, когда " ... марта в день церковь Божия дровяная ... сгорела". После этого года в переписке о построении навои церкви село называется "Капустиным, Воробьева тож", то есть уж сразу двумя собственными именами. А в 1718 году сообщается, что " ... на церковном погорелом месте, в том селе Воробьеве церковь ... ново построена, а не освящена .. .''. Таким образом, за 60 лет село, по крайней мере, дважды сменило назва­ние.

Нечто подобное происходит и с древним названием города Бор, хотя уже во второй половине XVII века за всей территорией, на которой на­ходилось тогда несколько сел, закрепилось общее название - Бор.

Наиболее достоверное упоминание о поселениях на территории го­рода Бор относится к 1649 году, когда упоминались "Копытовская и Николинская слободки" как вотчинные печатника Ивана Грамотина. В 1656 году в синодике Печерского монастыря сделана запись о вкладе крестьянина "из-за Волги от Николы з бору "Зиновия Федорова'' по двоих родителей на поминок".

В 1659 году это место было названо селом Бор, где "построена бьша церковь ... Рождества теплая", а через некоторое время возле, "на бору в Заусолье", и другая - "церковь Знамения ... да Николая Чудотворца". (Речь идет о первоначальных деревянных церковных постройках в районе бывшей хлебопекарни, около комбината бытового обслужива­ния на ул. Ленина).

В конце XVII века Никольская слобода становится административ­ным центром Заволжского края, с приказной избой "у Николы на бору", иным центром Заволжского края, с приказной избой "у Николы на бору", откуда в 1679 году земский староста Мишка Микитин от имени слобожан обращается в Москву с жа.J1обой на грабеж их угодий слугами Печерскоrо монастыря и просит прислать в Нижний указ, чтоб Печерского монастыря "слуги и крестьяне и бобыли ... в их Толоконцевские волости леса для всякого бревенного и дровянаrо лесу и всяких лесовых припа­сов безъявочно не ездили ... ".

В 1621 году упоминается и деревня Кононова (также располагавша­яся на территории города Бор), которая в 1673 году зафиксирована как село с Преображенской церковью. Через 15 лет, в 1688 году, церковь названа стоящей на Бору, а в 1703 году опять сообщается о селе Коно­нове, где "церковь Преображения обветшала и кровля и паперти погни­ли и обвалились и служить в ней не мочно ... ".

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в XVII веке на землях города Бор находилось несколько близлежащих друг от друга небольших сел, которые позднее слились, образовав крупное поселение с об­щим именем - Бор. Название лесного массива на этом месте сначала перешло на село. а позднее и на городок .

... Только "лесное имя" городка да столетние сосны стеклозаводских лесов напоминают о некогда дремучих чащобах, что стражами родной земли стояли по левому берегу Волги. Но и сегодня заботливые руки борчан, как бы приводя в соответствие реальность и старое название города, ежегодно высаживают на его улицах тысячи саженцев, чтобы даже не бором, а настоящим садом стал город Бор.

(из книги «Веси Нижегородская края» Н.Ф. Филатова, глава Бор в XVII – XVIII веках.)