Летом 1980 года в Новосибирске на берегу Оби строители забили колышек с надписью «Ось моста». После этого в течение пяти лет над рекой возвели уникальное инженерное сооружение длиной 2145 метров. С тех пор больше никому не удалось построить хотя бы аналогичный по характеристикам метромост.
Лариса Сокольникова
По словам руководителя профкома Новосибирского метрополитена Людмилы Гуляевой, возвести речной мост для поездов подземки решили не сразу. Когда обсуждали, как связать берега веткой метро, рассматривали разные варианты, в том числе тоннель под Обью или по её дну. Да и сама конструкция метромоста могла бы быть другой. Его опоры предлагали присоединить к Коммунальному мосту или пустить метромост вторым ярусом над ним.
В итоге решили поставить сооружение на 14 опорах V-образной формы в 80 метрах от автомобильного моста. Получился самый длинный двухпутный метромост в мире. Протяжённость конструкции — 2145 метров, в том числе речной части — 896 метров. Людмила Гуляева напомнила, что при сезонных перепадах температуры мост меняет свою длину на 50 сантиметров. Летом он протяжённее, чем зимой. Специальное регулирующее устройство (шарнирно-неподвижная опора) не даёт рельсам ни сужаться, ни расширяться и сохранять ширину колеи.
Вес пролётного строения — 6200 тонн. Возводили метромост с февраля 1980 года по февраль 1985 года. Работы вёл мостостроительный отряд №38 треста «Мостострой-2» министерства транспортного строительства СССР.
Тест-драйв сооружения провели 19 декабря 1985 года. Ночью по метромосту пустили четыре гружёных состава. В каждом было по пять вагонов весом 32 тонны. В них везли по 640 мешков с песком массой по 50 килограммов. Общая нагрузка составила 1300 тонн. Перед испытанием сотрудники лаборатории НИИЖТа (ныне СГУПС) установили приборы для измерения параметров стальных конструкций. В итоге практически никаких отклонений сверх допустимых не зафиксировали.
Движение поездов метро через реку открыли в день запуска Ленинской линии — 7 января 1986 года.
Метромост состоит из трёх частей: правобережной и левобережной эстакад и руслового участка. Эстакада на правом берегу выполнена в виде остеклённого зелёного короба-галереи с оконными проёмами два на два метра.
Похожим образом выглядит и километровая левобережная эстакада. У неё три участка: спуск с уровня высокой русловой части, прямой отрезок с новой станцией метро «Спортивная» и поворот, после которого поезда уходят под проспект Карла Маркса.
Русловая часть представляет собой серый железобетонный короб, оснащённый «иллюминаторами», в середине 1990-х их частично закрыли. Чтобы на зиму защитить ближайшие станции от проникновения морозного воздуха с метромоста, специалисты электромеханической службы подземки пошли на хитрость. Они разработали и внедрили воздушные завесы, отсекающие холод.
В позапрошлом году остекление на эстакадных участках метромоста реконструировали. В общей сложности заменили 190 окон. На обновление потратили более 30 млн рублей.