Найти тему
Китайский специалист

Когда львы становятся котятами: как Китай превратил мировых автогигантов в неудачливых аутсайдеров

Привет, друзья! Готовьтесь к шок-контенту. На ваших глазах разворачивается настоящая драма, где мировые автопроизводители из Детройта, Токио и Вольфсбурга стали массово терять свои позиции в Китае. Представьте, что это футбольный матч: команда гостей, уверенная в своей победе, в последние секунды игры обнаруживает, что поле-то давно уже чужое, и хозяева — китайцы — забили решающий гол. И теперь вся эта великолепная «золотая эра» иностранных автомобилей в Китае превратилась в один большой, смачный провал.

Десятилетиями они катались на своем "вечном источнике прибыли" в Поднебесной, каждый год улыбаясь до ушей от миллиардных дивидендов. Коллеги из GM вообще с азартом рассказывали, как Китай «золотая жила», где можно зарабатывать по два миллиарда, даже не напрягаясь. Но, друзья, эта вечеринка внезапно закончилась.

Детройт, Вольфсбург, Токио — все ошеломлены. Ford потерял больше пяти миллиардов долларов с 2020 года, GM впервые за 20 лет показал убытки в Китае. Вспомните Stellantis, который просто позорно выбежал с китайского рынка, закрыв завод Jeep. Это как если бы Рокки Бальбоа вместо того, чтобы дать последний удар, вдруг решил уйти в раздевалку поплакать.

И это не только про американцев. Немцы, корейцы, японцы — все под сильнейшим шоком. Их доля на китайском рынке падает быстрее, чем акции GameStop на следующий день после мем-бума. Продажи GM в Китае рухнули с 4,1 миллиона до 1,8 миллиона за семь лет. Hyundai/Kia вообще выглядит, как будто они пришли на вечеринку, но забыли выпить: продажи упали с 1,2 миллиона до каких-то 220 тысяч.

А что делает Китай? У них все наоборот! BYD, китайский автогигант, вырос с 420 тысяч продаж в 2017 году до 3,6 миллионов в 2024. Это как если бы они взяли и накачались до гигантских размеров за одну ночь, а остальные просто забыли принять свои витамины.

И знаете, что самое страшное для мировых автопроизводителей? Электромобили! Китайцы, пока другие нежились на лаврах, резко переключились на электричество. Всего за четыре года Китай увеличил продажи электрокаров с одного миллиона до десяти миллионов в год! Куда там Tesla с её амбициями — в Китае 18 из 20 самых продаваемых электромобилей — местные бренды.

-2

И тут еще этот момент с ценами. Китайцы делают электромобили на 25-30% дешевле, чем те же немцы или японцы. Это как если бы они нашли секретный рецепт пирога, который стоит дешевле, вкуснее и печется быстрее. Вдобавок, китайские авто теперь начинены передовыми технологиями, от автономного вождения до цифровых кабин, которые заставляют Mercedes нервно курить в сторонке.

Даже Toyota, великий японский титул, признался, что они в беде. Один из руководителей, увидев китайское производство, почувствовал настоящий кризис. Это как если бы самурай, глядя на мечи соперника, вдруг понял, что его катана теперь хороша разве что для нарезки суши.

И вот вам последний удар — китайский национализм. Теперь у них вдруг проснулась любовь к своим брендам, и иностранцы с их лейблами стали вчерашним днем. Как говорил один мудрый китаец, пока они учились, как надо работать с иностранцами, они готовились к тому, чтобы выгнать их нафиг. И вот, момент настал.

Xiaomi SU7 - автомобиль, который Apple хотела сделать
Xiaomi SU7 - автомобиль, который Apple хотела сделать

Теперь западные автопроизводители пытаются как-то выжить. Stellantis инвестирует миллиарды в китайские стартапы, чтобы хоть как-то остаться на плаву. Toyota мечтает сделать свои собственные заводы, а GM и Ford переоборудуют свои китайские заводы, чтобы производить машины на экспорт. Но правда в том, что Китай больше не золотоносный край для мировых автогигантов.

Так что, друзья, если раньше иностранные бренды правили бал в Китае, то теперь они вынуждены прятаться в углу и просить хотя бы роль младшего партнера. А китайцы? Они улыбаются и предлагают всем этим когда-то могучим компаниям успеть на последнюю электричку, которая идет к выходу с рынка.

Но, знаете, если вы не можете их победить — присоединяйтесь! Хотя, скорее всего, это будет уже не в этой жизни.