15 августа исполняется 105 лет со дня рождения художника Владимира Ильича Мешкова. Отдаем дань уважения талантливому человеку и нашему коллеге
Не просты дороженьки людские…
Жизнь прожить – не поле перейти…
Из снегов полярной Эвенкии
Далеко ушли твои пути.
И твоя приволжская деревня,
И твоя газетная стезя,
Снежные тунгусские кочевья,
Южные кубинские друзья…
Все осталось в памяти. И свету
Ты вручил в гравюрах целый мир –
На твоих картинах вся планета
И цветущий травами Таймыр…
Жизнь прожить…
Всему дивилось око.
Весь твой путь на стенах галерей.
Ты поднялся в жизни так высоко,
Как тот клин – твоих же журавлей
Михаил Величко
Имя Владимира Ильича Мешкова, к сожалению, малоизвестно в нашем городе сегодня, но очень тесно связано как с городом, так и с Красноярским краем. В этом году исполняется 90 лет нашему краю и 105 лет художнику Мешкову. На музейном уроке в музейно-выставочном центре школьникам и общественности города рассказали о жизни и творчестве этой выдающейся личности. В фондах музея хранится около ста экспонатов: линогравюр и рисунков, фотографий, в том числе из послевоенного периода работы художника в редакции газеты поселка Назарово. Давайте вместе еще раз для себя откроем его имя.
Владимир Ильич Мешков родился в 1919 году в деревне Сятро-Кассы Чебоксарского района, Чувашской губернии в семье бедного крестьянина. В восьмилетнем возрасте вместе с семьей переехал в Иркутскую область, в поисках лучшей жизни. Работать родителям приходилось в поте лица. Доставалось и детям, а особенно Владимиру, как самому старшему. Уже в детстве у него проявилась страсть к рисованию. Ему было пятнадцать лет, когда начальник политотдела и редактор газеты предложили мальчику учиться наборному делу в редакции газеты. В этой газете была напечатана первая его линогравюра - посмертный портрет Сергея Мироновича Кирова - советского партийного и государственного деятеля. Экземпляр газеты с этим портретом и сейчас хранится в архиве города Назарово.
В 1935 году семья Владимира Ильича переезжает в Красноярск. Владимир уже к тому времени овладел многими премудростями издательского труда и сразу был принят в газету «Красноярский комсомолец». Газета на то время выполняла больше роль плаката. Не текст, а рисунки помогали разбираться даже самым малограмотным людям в происходящем. А значит, надо было рисовать быстро и точно, остроумно, доходчиво. Все эти качества вырабатывал в себе молодой художник.
В 1939 году двадцатилетний Владимир Мешков получает направление на работу в Эвенкию в окружную газету «Эвенкийская новая жизнь». Там, среди народа, не имеющего своей письменности, эта газета должна была стать полностью иллюстрированным изданием. Каждый номер не только сопровождался рисунками, а большей частью состоял из рисунков. Владимир Мешков со всей страстностью своей неугомонной натуры включился в эту работу. И еще он влюбился в неповторимую природу Севера и ее жителей – доверчивых, честных, доброжелательных эвенков. Таежные тропы, просторы тундры, непокорные реки, северное сияние вошли в работы художника. Навсегда связал Владимир Мешков свою жизнь с этим народом.
Уже в 1940 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, в павильоне печати, экспонировался альбом газетных гравюр Владимира Мешкова. Потом была война, автомотоциклетное училище, начало военных дорог в звании младшего лейтенанта. В 1943 году в каталоге краевой выставки впервые появилось имя Владимира Ильича Мешкова. В 1946 году после демобилизации он приехал в поселок Назарово, где жили его родители, и, устроился работать в газету «Ударник пятилетки». С 1946 по 1949 он трудился ответственным секретарем, украшая каждый номер своими линогравюрами и рисунками, которые в те годы заменяли фотографии.
В Музейно-выставочном центре города хранится уникальный номер газеты за 29 августа 1948 год. В тот год Советский Союз впервые отмечал День шахтера. И выпуск с рисунками был посвящен именно этому событию, а также строящемуся Назаровскому разрезу. Портреты передовиков нарисованы Мешковым.
Стоит сказать, что газетному делу в разных городах и районах он отдал 17 лет. Для художников районных газет создал небольшую брошюру «Газетная гравюра на линолеуме и дереве», она была ценнейшим руководством в то время.
Много книг Владимир Ильич иллюстрировал, и преимущественно это были детские книги. Его гравюры ясны самым маленьким читателям, иллюстрировал он и хакасский букварь.
В 1948 году Владимир Мешков принят в члены Союза художников России. Отныне он навсегда связывает свою жизнь с искусством и любимой темой – Север. Первые его работы, посвященные Северу, сразу же завоевали необычайную славу. Это цветные линогравюры «На факторию», «Поздний гость», «К далекому другу», «В верховьях Кочечумо», «В охотничьей бригаде» и другие. Композиции удивительно просты — одинокий каюр, бескрайние снега, теплые огоньки дома или радиостанции, необозримое ночное небо с фантастическим северным сиянием или без него, но каждая из работ овеяна огромной любовью к этим холодным пустынным краям, глубоким уважением к людям, живущим среди снегов. Сорок лет продолжалась его северная песня. Мастер идет раз и навсегда выбранным путем, неповторимым, но и не повторяемым никем. Ни одну из гравюр не назовешь жанровой сценой, хотя каждая имеет определенный сюжет.
Но недосказанность сцен, романтика суровых буден среди фантастически прекрасной, но жесткой природы придают листам ту обобщенность, которая приподнимает их над обыденностью и позволяет говорить о восприятии Севера в целом. Еще художник очень тонко сумел передать связь северян с природой. Они – дети природы и понимают ее, как ребенок понимает мать. Один из отзывов о работах Мешкова: «Всегда, когда слышу о Сибири, я прихожу в ужас, думая о холоде. Я никогда не думала, что холод может быть таким прекрасным, разнообразным и пленительным. Вы вливаете теплоту и безопасность в каждое сердце». Доктор исторических наук Увачан сказал: «Мешков открыл поэтическое окно в Европу для малочисленных народов Севера».
Вел Владимир Ильич Мешков и общественную деятельность: 1961-1964 гг. - депутат Ачинского городского совета, 1965-1967 гг. - депутат Красноярского городского совета. Автор альбомов «Эвенкия» (1961), «Северные Зори» (1966), «Таймыр» (1974), «Енисейский Север» (1975). Иллюстратор книг писателей И. Рождественского, Н. Успенского, Г. Федосеева, К. Лисовского, первого букваря на хакасском языке (1952), автор серии гравюр к 350-летию Красноярска (1978). Его графические произведения украшают Третьяковскую галерею, Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Норильскую художественную галерею. Владимир Ильич Мешков был награждён орденами «Знак Почёта» (1974) и «Дружбы народов» (1994), Заслуженный художник РСФСР (1963), удостоен званий «Заслуженный художник Чувашской АССР» (1977), «Народный художник РСФСР» (1981).
Среди множества картин и линогравюр Мешкова (а их было около 3 тысяч), в редакции нашей газеты есть одна, связанная с нашим городом. Линогравюра «Ток в Красноярск» можно сказать - историческая. Огромные опоры ЛЭП на лесных склонах поднимают люди, чтобы по проводам от Назаровской ГРЭС энергия в секунды дошла до краевого центра. Это подарок именитого художника на юбилей газеты с дарственной надписью «Коллективу редакции и типографии «Советское Причулымье», где мне довелось работать в послевоенные годы. В день золотого юбилея, как память нашей дружбы и совместной работы, этот исторический рисунок. 1982 год».
Связывала с городом Назарово Мешкова и многолетняя дружба с художником Арсеном Даниловичем Боярко. В Красноярске, в мастерской художника Мешкова побывали и другие земляки художники – Сергей Ставер, Владимир Боярко, Алексей Кошельков.
Владимир Мешков прожил длинную жизнь, его не стало в 2012 году. Пройдя трудный путь начинающего художника, сын бедного крестьянина добился всемирной славы. Его жизнь, его видение искусства продолжается в его работах, малая часть которых хранится в фондах нашего городского музея.
На музейном уроке своими воспоминаниями о художнике поделились Александр Власов, Владимир Рандин, Татьяна Моисеева, архивные данные представила Надежда Мухортова. Алексей Кошельков рассказал об интересном факте из жизни Мешкова, который был приглашен на Кубу, где лично встречался с Фиделем Кастро. Как хочется, чтобы имя художника было не забыто в нашем городе. На музейном уроке не раз звучало предложение увековечить память о Владимире Мешкове, назвав его именем одну из улиц или присвоить имя художественной школе. А пока драгоценный материал о большом, но мало известном художнике, хранят музей и архив города.
Ольга ЦИКУРОВА