Ещё в 2019 году генерала Харчевского называли последним летающим начальником, который может занять место в боевом порядке. К тому моменту генерал фактически вышел на пенсию. Но легенды о нём слагать не перестали. Впрочем, помимо легенд, были и факты. Например, известно, что именно Харчевский, дав возможность Путину сделать фигуру высшего пилотажа, заставил президента испытать чувство, "близкое к восторгу".
Среди публичных персон, первым о кончине Александра Николаевича Харчевского сообщил накануне военлёт Алексей Воевода (кстати, прямо сейчас вертолётчик в составе пехоты находится в Курской области, отбивает атаку врага - свой отпуск он решил провести именно так). Вот и Александр Харчевский всегда был на передовой. Мы не сравниваем. Просто указываем на одну из характерных черт наших бойцов… Утром информацию о смерти Харчевского подтвердил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов:
"Каждый, кто хоть раз был на авиашоу и видел высший пилотаж Харчевского, наверняка задумывался: "А могут ли самолеты вообще так летать?". Человек-легенда, огромная потеря для всей авиации", — рассказал Артамонов.
Александр Харчевский – военный лётчик-снайпер. Заслуженным военным лётчиком РФ он стал ещё в 1993 году, а в 1997-м, получив степень кандидата военных наук, дослужился до начальника 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава. С 2000 года возглавлял Липецкий гарнизон. И, кстати, именно в тот год Александр Харчевский обеспечил перелёт на Су-27 на тот момент и.о. президента России Владимира Путина – из Краснодара в Грозный и обратно. Харчевский был "напарником" Владимира Владимировича во время этого полёта, где президент сам был за штурвалом боевого самолета – генерал научил российского лидера делать "бочку". Путин вспоминал, что Харчевский в том полете предложил ему "положить самолёт на крыло", а затем дал выполнить фигуру высшего пилотажа. Президент признавался, что испытал в тот момент чувство, "близкое к восторгу".
С 2006 по 2015 год Харчевский был ведущим лётчиком группы "Соколы России". Собственно, именно он и основал эту группу. Небо генерал не оставлял как раз до 2015-го – он не только сам был пилотом, но и обучал военлётов во главе центров. В конечном счёте, Липецкий авиацентр он передал своему преемнику – генерал-майору Сергею Кобылашу – тому самому, что сейчас трудится на должности замглавы ВКС России. Сам же Харчевский после ухода из центра перешёл на лётно-испытательную работу на Иркутском авиационном заводе.
В ночь на 14 августа Александр Николаевич скончался. Ему было 74 года. Генерал Харчевский отправился в вечный полёт…