Найти в Дзене
Москва. Было — стало

100 лет автобусному движению в Москве

8 августа 1924 года открылся первый автобусный маршрут: от Тверской заставы до Каланчёвской площади (ныне Комсомольская). Сегодня ровно 100 лет. На первых порах московские власти закупили автобусы английского производства Leyland. Но очень скоро было налажено собственное производство на заводе АМО. На чёрно-белом снимке 1937 года автобус ЗиС-8 у станции метро «Курская». Маршрут №9. Он шёл от Курского до Киевского вокзала. Автобусы ЗиС-8 выпускались с 1934-го по 1936 год в Москве. Кстати, на таком автобусе ездили оперативники МУРа из группы Глеба Жеглова. Помните «Фердинанд» из «Место встречи изменить нельзя»? В фильме на самом деле использовалась похожая копия этого автобуса. Каланчёвская площадь (она же Комсомольская) в 1925 году. Если увеличить чёрно-белый кадр, то можно увидеть, трамваи ползут с Новой Рязанской через площадь к крошечной остановке у Казанского вокзала. У Николаевского стоят автобус английского производства Leyland. Здесь была их конечная остановка. Теперь давайт

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 87 лет
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 87 лет

8 августа 1924 года открылся первый автобусный маршрут: от Тверской заставы до Каланчёвской площади (ныне Комсомольская). Сегодня ровно 100 лет. На первых порах московские власти закупили автобусы английского производства Leyland. Но очень скоро было налажено собственное производство на заводе АМО.

На чёрно-белом снимке 1937 года автобус ЗиС-8 у станции метро «Курская». Маршрут №9. Он шёл от Курского до Киевского вокзала. Автобусы ЗиС-8 выпускались с 1934-го по 1936 год в Москве. Кстати, на таком автобусе ездили оперативники МУРа из группы Глеба Жеглова. Помните «Фердинанд» из «Место встречи изменить нельзя»? В фильме на самом деле использовалась похожая копия этого автобуса.

Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 98 лет
Обе фотографии сделаны с одной точки с разницей 98 лет

Каланчёвская площадь (она же Комсомольская) в 1925 году. Если увеличить чёрно-белый кадр, то можно увидеть, трамваи ползут с Новой Рязанской через площадь к крошечной остановке у Казанского вокзала. У Николаевского стоят автобус английского производства Leyland. Здесь была их конечная остановка.

На чёрно-белом снимке Бахметьевский гараж сразу после окончания строительства в 1927 году. Современный кадр с той же точки 96 лет спустя
На чёрно-белом снимке Бахметьевский гараж сразу после окончания строительства в 1927 году. Современный кадр с той же точки 96 лет спустя

Теперь давайте посмотрим на знаменитый Бахметьевский автобусный гараж, что на улице Образцова. Здание проектировал Константин Степанович Мельников. Инженером выступил Владимир Григорьевич Шухов. Строительство закончено в 1927-м. Гараж был открыт для стоянки автобусов 1 ноября того же года. Первое время здесь размещался самый крупный автобусный парк в Москве. В годы Великой Отечественной в гараже работали автомастерские — ремонтировалась фронтовая техника, включая знаменитые машины БМ («Катюши»). В 1990 году (год столетия Мельникова) гараж был внесён в реестр памятников. В 1999-м автобусный парк переехал. Ныне здесь Российский еврейский музей толерантности. 

-4