На ветрy,
Полыхает на ветрy
Красный конь. Гордо!
По земле копытом бьет,
Тишинy из речки пьет.
Мое детство - красный конь...
Эти строки всплывают сразу, как только видишь первого красного коня в Хвалынске.
Потом ты вспоминаешь "Купание красного коня" Петрова-Водкина. На этом ВСЁ!
В этот приезд в Хвалынск я решила восполнить пробел и познакомиться с личностью и творчеством Кузьмы Петрова-Водкина, посетив дом, который был куплен художником своей семье.
Позвонив утром в дом-музей, чтобы выяснить насчёт экскурсии, мы расстроились, т.к. именно в этот день эксурсовода не было 🥺. Ну что ж, значит, просто посмотрим.
Билет 150 р, для пенсионеров- 100р.
Сотрудникам музея удалось сохранить внешнюю часть дома практически без изменений. В результате дом остался именно таким, каким его купил Петров-Водкин в 1905 году.
Но, оказывается, в музее можно воспользоваться аудиогидом и это бесплатно.
И мы пошли знакомиться с домом. И тут оказалось, что мы с Ольгой не воспринимаем информацию, доносящуюся из наушника, т.к. одновременно пытались рассматривать и читать информацию на стендах, поэтому мы отказались от устройства. Но позже, осмотрев все залы, мы решили снова вернуться к аудиогиду, но, включив звук на максимальную громкость, просто держали его в руках.
Фамилию Кузьма Петров - Водкин унаследовал по линии отца. По семейному преданию предок его был разбойник, а жена его гнала самогон на продажу. К уличному позвищу Водкины добавилось Петровы по имени прадеда Петра.
Итак, зал 1 - мастерская.
Мать художника украшала эту комнату растениями южных широт, эта традиция поддерживается работниками музея и сейчас.
На одном из стендов есть фотографии майоликового панно «Богоматерь с младенцем» (в настоящее время находится на фасаде церкви Российского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена в Петербурге), на деньги от продажи которого, Кузьма Сергеевич купил для родителей дом в южной части Хвалынска.
В этом же зале представлена палитра и кисти художника.
Несмотря на то, что это дом-музей художника, подлинных работ здесь не так много, в частности, в этом зале представлены 2 волжских этюда и портрет матери
Второй зал - комната племянников. После смерти брата мать Кузьмы взяла на воспитание 4 племянников, именно здесь они готовились к урокам.
Кузьме было 34 года и он решил написать картину, с помощью которой сразу всем покажет, где раки зимуют. На картине был мальчик в странной тунике, моющий на мелководье гнедого коня саратовской породы. Летом 1912 года Петров-Водкин писал двоюродному брату Александру Трофимову: «Картину пишу: посадил тебя на лошадь…».
Кузьма закончил картину, показал ее нескольким друзьям, потом зверски порезал ножом и перерисовал заново: в трех цветах, чтобы конь был красный и злой.
В 1914 году, когда разразилась Первая мировая война, многие увидели в картине Петрова-Водкина «символизм русской национальности, исконного лика России». Сам же художник воскликнул: «Так вот почему я написал "Красного коня"!»
3й зал - комната матери
Здесь представлена ранняя подлинная работа, написанная в Хвалынске - "Семья художника ". Эту картину сам К. С. Петров-Водкин подарил городу, когда посетил летом 1931 года Хвалынск.
Мать художника занималась рукоделием - много шила, поэтому в её комнате стоят старая ножная швейная машинка «Зингер», швейка --штопальница и прялка.
В углу редкая икона "Чудо о Флоре и Лавре" (XIX век ) неизвестного автора.
4 зал - столовая
Буфет и стол - личные вещи семьи художника.
На глобусе - маршруты путешествий Петрова-Водкина и места, связанные с его творчеством.
5 зал - кухня
В кухне русская печь с неизменными чугунками, сковородами, противнями, ухватом.
Тёплый воздух от печи поднимался вверх, обволакивая полати, где спали ребятишки. Под полатями в углу сапожничал за верстаком отец Сергей Фёдорович.
На полавочниках стоят деревянные колодки, гончарная посуда, пасочницы-сырницы.
На кухонном столе самовар — непременный участник семейных чаепитий и «персонаж» натюрмортов Петрова-Водкина. За чаепитием в этом доме Кузьма Сергеевич часто читал домочадцам черновики своих пьес, рассказов и повестей. В экспозиции столовой и кухни находятся рисунки, репродукции картин послереволюционного периода творчества художника, фотографии и документы, относящиеся к последним годам его жизни.
Не знала, что этот портрет А. Ахматовой кисти Петрова-Водкина
Ахматова хорошо отзывалась о работах Петрова-Водкина и ценила его как художника. Правда, портретом осталась не очень довольна. По свидетельству современников, Ахматова говорила: «Неудачно, по-моему. Не похож – он робкий».
Другие помещения дома
К.С. Петров-Водкин не упускал случая провести лето на родине, но в бурные революционные годы и Гражданскую войну он не приезжал в Хвалынск.
Возобновил поездки с 1923 года. Последний раз он посетил свою "милую родину" в 1932 году.
Мать художника, пережив сына на два года, умерла в этом доме 11 марта 1941. Во время Великой Отечественной войны здесь жили, эвакуированные из блокадного Ленинграда, жена и дочь художника. После войны Мария Фёдоровна и Елена Кузьминична Петровы - Водкины продали этот дом и возвратились в Ленинград.
Пережив смену многих хозяев, дом был приобретён городом в 1990 году для создания в нём мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.
Кроме дома сохранились и надворные постройки,
а ещё сотрудники музея поддерживают сохранившийся сад.
Удивляешься энтузиазму сотрудников музея.
Как вспоминает заведующая музеем В.И. Бородина, дом восстанавливали музейные сотрудники лишь на энтузиазме.
«Когда ломали какое-то старое здание в Хвалынске, мы узнавали об этом и ехали туда с тележками, отбирали старые доски и везли в музей. Мы восстанавливали этот дом внутри практически сами, на голом энтузиазме. Сами просили хвалынских плотников, которые работали за копейки. Мы думали, что со временем найдутся хорошие, настоящие реставраторы и все сделают. Ничего подобного.
Внутри дом был перестроен бывшими жильцами, но мы восстановили и внутреннюю планировку дома, а также действующие печи"
Всё, что есть в музее, сохраняется и поддерживается благодаря сотрудникам музея, которых всего 4 человека: заведующая музеем, хранитель фондов музея, старший научный сотрудник и младший научный сотрудник.
Посетив музей, у нас остались очень приятные впечатления.
А если Вы, как и мы, заинтересовались личностью неординарного художника, то можно воспользоваться маршрутной картой, которая проведёт Вас по знаковым местам Хвалынска, связанным с К. Петровым-Водкиным.
В музее нам вручили Паспорт гостя Хвалынска, в котором перечислены основные достопримечательности с адресами. Очень классная задумка, думаю, что об этом я расскажу отдельно.
А ещё планирую рассказать о некоторых фактах жизни художника, которые меня заинтересовали, так что продолжение следует...
И напоследок: мы посетили Хвалынск в пору созревания яблок, коих в этом году очень много 🍎🍎🍎
Вот как поэтично писал о поре яблочного урожая К.С. Петров-Водкин: «В это время все запахи стираются одним: идите в горы, поезжайте на остров - всюду не покидает вас аромат сотен тысяч пудов, переносимых, перевозимых, укрывших обе базарные площади, яблок… Август – это во всех ртах яблоки!»
А как Вы относитесь к творчеству К. Петрова-Водкина?