Найти в Дзене
СапбордистЪ

Ночной сплав на сапах

Мы уже писали, что не рекомендуем кататься ночью. Но вы не послушали. Либо страдаете никтофилией. Или понимаете, что дневной сплав может затянуться и стать ночным...

Лучший вариант для первого опыта – прогулка с товарищами, которым такое не в новинку. Если есть возможность покатать с добросовестными организаторами коммерческих сплавов – тоже неплохо: будете не одни, они знают водоем и проследят, чтобы вы были в жилете и со светом.

Если эти варианты недоступны, а благоразумно остаться дома и посмотреть сериальчик вы отказываетесь, водоем для ночного эксперимента должен быть хорошо знаком, вы не должны быть одни (в крайнем случае, кто-то должен страховать с берега), о движении по маршруту должны знать люди, которым доверяете.

В темноте точно не стоит пренебрегать страховочным (спасательным) жилетом и лишем. Важно учитывать прогноз погоды, сверяться с его обновлением и сравнивать разные источники. Мобильник должен быть защищен от воды и привязан. Лучше заранее загрузить карты, чтоб не сажать батарею (навигация работает в авиарежиме) и на случай проблем с интернетом.

Идеальный водоем: без препятствий под водой, несудоходный, свободный от других плавательных средств. Не стоит лезть ночью на фарватер: могут сбить, не успев заметить, даже если вы обвешаны лампочками, орёте благим матом и машете веслом как ветряная мельница. Ночью на воде расстояние сложно определить, ваши огни могут сливаться с огнями города. И, наоборот, вы можете не увидеть подходящую баржу или неправильно оценить дистанцию, как рассказывает Олег Харитонов.

О свете. Всё зависит от водоема, погодных и других условий. На групповой прогулке в черте города можно красиво смотреться в гирлянде, но, если есть вероятность встретить какое-то судно, толку от такой иллюминации не будет. А в темноте за городом вы можете собственным светом слепить товарищей и себя: из-за небольшого освещённого участка всё окружающее кажется темнее. Светоотражающие элементы на одежде будут нелишними.

В любом случае, фонарь (а лучше не один) у вас должен быть. С возможностью крепления (с клипсой или налобный) и защитой от воды. Чем выше он закреплен, тем дальше вас видно. Фонари обычно тонут, а выключенный вовсе можно забыть на привале, поэтому лучше, чтоб он был привязан, например, к жилету. Закрепленные на сапборде дополнительные фонари (это могут быть велофонари) сделают вашу прогулку безопаснее и интереснее: с возможностью заглянуть под воду или подсветить поднимающийся от воды туман.

Психологическая составляющая тоже важна. Как обращает внимание Татьяна из «Чудим Тим», ночью на воде теряется ощущение пространства, происходит дезориентация, может казаться, что доска уходит из-под ног, или что вы стоите на месте при активной гребле.

С таким обманом сознания, столкнулся и сам при переходе широкого участка озера в темноте. Казалось, что сап не двигается вообще, а вокруг не было ориентиров. Выход в такой ситуации: глянуть на соседнюю доску, на свой след или на пузырьки на воде.

У Татьяны, кстати, есть опыт катания на сапе зимней ночью, подробнее об этом и другие советы от неё и участников сообщества «SUP-чат всея Руси» собрали ниже.

Татьяна, «Чудим Тим»

Сплав ночью как способ передвижения не рекомендую, это крайне небезопасно. Видимость плохая, особенно когда садится туман, ни один фонарь с ним не справляется. Повороты реки и препятствия практически не читаются. В качестве развлечения, нового опыта, для удовольствия попробовать хотя бы раз стоит. Выбирайте для этого хорошо знакомый водоём, с ровными, читаемыми участками и спокойным течением.
Соблюдайте базовую технику безопасности: обязательно в спасжилете, оборудуйте доску ходовыми огнями (фонариками) на носу и корме или гирляндой по периметру, чтобы вы были заметны. Налобный фонарик и комплект запасных батареек, чтобы доска не осталась без огней! Сменный комплект тёплой одежды и термос с чаем и перекус (на всякий случай).
Ночью на воде всё воспринимается иначе, теряется ощущение пространства, происходит дезориентация, особенно в первый раз. Может казаться, что доска уходит из-под ног, или ты стоишь на месте, хотя активно гребешь, от этих когнитивных ловушек может закружиться голова.
Начинайте ночную прогулку сидя, переходите в вертикальную стойку вблизи берега, 2-3 часа для ночных покатушек более чем достаточно, дальше организм захочет спать, начнет терять бдительность. И не стоит кататься в одиночку! Вместе безопаснее, веселее и есть кому вас пофоткать. 😉
Особенности ночного сплава зимой: видимость лучше, чем летом, снег дает дополнительное освещение. Даже в самой теплой одежде и не при сильном морозе через минут сорок замерзаешь и хочешь на берег. Коврик доски обледеневает и вставать, ходить по сапу очень небезопасно, но ощущения потрясающие, особенно, когда опускается туман! Ни в коем случае не выходите зимой на воду один и неподготовленным.
Еще из особенностей ночных сплавов в любое время года – утки. Они спят на воде и от шума приближающихся райдеров пугаются, начинают резко взлетать. Могут врезаться в вас или просто напугать, спровоцировать падение.

Олег Харитонов, SUP Trip NN

Я катал по судоходным Оке и Волге, два раза ночью пересекал фарватер. На воде не видно никого с налобным, и даже если на носу был огромный фонарь у встречных – вообще было непонятно, что за птица и плывёт ли. Непонятно именно расстояние до этих фонарей, они сливаются с другими огнями, особенно в городе.
Страшновато по поводу идущих барж. Не думал, что их вообще не видно. Они ещё сливаются с огнями на берегу. Я не сразу увидел подходящую баржу с толкачём, развернулся быстро и за буй спрятался. А когда они проходили мимо, оказалось, что перед ней шёл ещё один толкач без баржи. То есть первого я не видел вообще.

Marina Aniram, @dancingmarina

Мы с компанией много катаем в темное время суток – опыт был по городу, с пяти до восьми, конечно же. Но осенью в это время в Питере темно. Вокруг Крестовского много раз, на Толбухин ходили – возвращались затемно, ну и апофеоз – Шхеры в сентябре, но там нам немного повезло, была лунная ночь и опытная проводница.
Кроме стандартного – фонарики! Чем больше, тем лучше. У меня навигационный набор – красный-зеленый-белый, но можно любые, главное, чтобы было видно. Но и так, чтобы товарищей не слепить, которые рядом гребут, и себя в том числе. Как по мне, если нет никого, то и фонарики лишние – в темноте, по штилю и под звездами – особый шик грести!

Алексей Дикарев, @aleksey_dikarev

Если реально сплавляться, то лучше всего велофонарь на 1000 люмен и больше, хотя мне хватает его в режиме 500, иногда можно включить поярче для оценки ситуации. Сплавляться лучше по реке, которую знаешь как свои пять пальцев.
На голове фонарь не вариант, крепить нужно на нос доски, как противотуманки на машине, потому что ночью на реке туман, и это очень красиво, просто космос наблюдать, как он стелется по поверхности. Ну и с фонарем на носу видно на метр в глубину все, что творится под водой, причем лучше, чем днем. С велофарой на небольшой реке видно метров на 20-30 вперед и оба берега как днём.

Татьяна, «сапборд-клуб Тангароа»

Каталась один раз в темноте, на море. Огни набережной были ориентиром. Шел вечерний мягкий свелл, причесанные холмистые волны. Ветер был небольшой. Прибивал к одному берегу. Только по звуку прибоя, который усиливался, можно было понять, что я всё ближе к берегу. Превратилась в «Большого Уха», как в мультике, чтобы на слух ориентироваться. Сап был айборд, широкая баржа. Не упала ни разу. Очень понравился опыт. Повторить мешает невозможность просушить сап после покатушки. Переть мокрый сап – то еще удовольствие. Но повторить хочется, жду оказию.