Гамилькар Барка в период первой Пунической войны на протяжении семи лет руководил военными действиями карфагенян на Сицилии и сумел сохранить боеспособность своей армии. Гамилькар и Гай Лутаций Катул заключили мир на условиях оставления карфагенянами Сицилии, отказа от войны с Сиракузами и выплаты Риму контрибуции в течение двадцати лет в сумме 2200 талантов. При этом Гамилькар сумел отвергнуть требование римлян о выдаче перебежчиков и сдаче оружия. По сообщению Непота: «Катул уступил его непреклонности». Условия заключенного мира казались настолько благоприятными для Карфагена, что римское Народное собрание отказалось его ратифицировать. После подавления восстания наемников в Карфагене, Гамилькар высадился в Испании и в ходе 9-летней войны завоевал значительную часть страны. В 228 году до новой эры он погиб в сражении с иберами.
По мнению Полибия в ходе войны с Римом: «Величайшим вождем по уму и отваге должен быть признан Гамилькар по прозвищу Барка. Он исполнил долг военачальника честно и разумно, именно: до тех пор, пока положение дел допускало какую-нибудь надежду на успех, он не останавливался ни перед какими усилиями и опасностями и как подобает военачальнику, испытал все средства, обещавшие победу. Но когда положение ухудшилось и у него не оставалось более никакой надежды на спасение вверенных ему воинов, Барка сознательно и благоразумно покорился обстоятельствам и отправил римлянам послов для переговоров об окончании войны и заключении мира. От вождя требуется, чтобы он умел одинаково верно определять моменты, как для победы, так и для отступления. Лутаций с радостью принял предложение Барки, ибо ему было известно, что сами римляне истощены войною и тяготятся ее бременем».
Диодор пишет, что: «Гамилькар, прозванный Барка, исполнил множество великих услуг для своей родины, как на Сицилии в войне против римлян, так и в Ливии, когда наемники и ливийцы подняли восстание и держали Карфаген в осаде. Поскольку в обеих этих войнах его достижения были выдающиеся, а ведение дел – разумным, он получил заслуженное одобрение граждан. Когда Гамилькар получил власть в Карфагене, он вскоре увеличил владычество своего отечества и распространил его по морю вплоть до Столпов Геракла и океана».
Погиб Гамилькар при неизвестных нам обстоятельствах. Скудные сообщения летописцев о его гибели противоречивы. Со слов Аппиана: «В конце концов, против него поднялась часть иберийских царей и те, кто был среди народа наиболее могущественным. Они убили Гамилькара следующим образом. Гоня перед собой телеги, наполненные дровами, в которые были запряжены быки, они сами с оружием в руках следовали за этими телегами. Увидев это и не поняв хитрости, ливийцы подняли смех. Когда же дело дошло до самого сражения, то иберы подожгли телеги, оставляя запряженными быков, и быстро погнали их на врагов. Быки бросились в разные стороны, раскидывая огонь, что привело к возникновению беспорядка среди ливийцев. Так как строй карфагенян был нарушен, то иберы, напав на него, убили самого Барку и большое количество защищавших его воинов».
По сообщению Корнелия Непота: «Гамилькар погиб в сражении в то время, когда замышлял перенести войну в Италию, на девятом году пребывания в Испании». Со слов Полибия: «В Иберии Гамилькар прожил около девяти лет и кончил жизнь смертью, достойною прежних его подвигов. Выстроившись в бою против многочисленного и храбрейшего войска, Гамилькар в момент опасности обнаружил изумительную отвагу и расстался с жизнью как доблестный воин».
По сообщению Диодора: «Гамилькар стоял лагерем возле города Гелика и подверг его осаде. Он отправил большую часть армии и слонов на зимние квартиры в Акра Левку, оставшись с прочими. Царь ориссеев, однако, пришел на помощь окруженному городу, и притворно предложил союз и дружбу, изгнав Гамилькара. В ходе бегства Гамилькар ухитрился спасти жизнь своего сына и друзей, повернув в сторону на другую дорогу. Нагнанный царем, он бросился на коне в широкую реку и погиб в потопе под своим скакуном, но его сыновья Ганнибал и Гасдрубал невредимыми прибыли в Акра Левку. Гасдрубал, зять Гамилькара, набрал армию в 50 00 опытных пехотинцев и шесть тысяч всадников, вместе с двумя сотнями слонов. Он пошел войной на царя ориссеев и убил всех, кто был причастен к разгрому Гамилькара».