Найти тему
КОСМОС

Холодная война и бегство беженцев из Восточной Европы в Германию

Оглавление
Немецкие перемещенные лица ждут на станции Анхальтер в Берлине, 1945 год, Shutterstock
Немецкие перемещенные лица ждут на станции Анхальтер в Берлине, 1945 год, Shutterstock

В декабре я посетил Центр документации по бегству, изгнанию и примирению в Берлине. Этот музей рассказывает о европейском опыте беженцев в XX и XXI веках, охватывая периоды Второй мировой войны, Холодной войны, Вьетнама, Боснии, Сирии, Украины и других европейских кризисов с беженцами.

Хотя я пришел туда, чтобы узнать больше о переживаниях моих родителей как беженцев Второй мировой войны в Германии, я также был потрясен масштабами кризисов с беженцами в период Холодной войны, когда миллионы людей бежали на запад из стран Восточной Европы, которые превращались в тоталитарные коммунистические государства, подобные Советскому Союзу, и подвергались этническим чисткам от немцев.

Что представляли собой перемещения населения в период Холодной войны? Сколько людей пострадало от этих чисток, бегства и изгнаний? Что случилось с этими людьми и где они в конечном итоге осели?

События перемещения населения после Второй мировой войны в период Холодной войны

На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Рузвельт, Сталин и Черчилль встретились, чтобы разделить оккупированную нацистами Европу на зоны оккупации союзников. Они обещали, что эти зоны будут временными. Граждан-беженцев вернут домой, а союзники возобновят работу сельскохозяйственных и промышленных предприятий, чтобы обеспечить людей работой и едой. Политическим партиям и диссидентам будет разрешено вернуться домой для проведения свободных выборов, после чего союзники уйдут.

На Потсдамской конференции в июле союзники пересмотрели постоянные границы стран Европы. Они стремились к этнической однородности, чтобы предотвратить будущую войну, которая могла бы быть вызвана защитой «меньшинств». Эти границы в основном соответствуют современной Европе, за исключением Балкан.

Однако в последние месяцы и дни войны, а также после ее окончания стало очевидно, что Сталин не собирается выполнять свои обещания, данные в Ялте. Страх перед репрессиями со стороны Советского Союза против нацистов, коллаборационистов и антикоммунистов был повсеместен. Этот страх не был беспочвенным, так как Красная Армия совершала акты насилия и убийства в отношении немцев и других национальностей во время вторжения в Третий рейх.

Первая волна восточных беженцев направилась на запад во время войны и в первые месяцы после ее окончания. Это были многонациональные нацисты, коллаборационисты и антикоммунисты, боявшиеся мести со стороны Красной Армии.

Вторая группа беженцев состояла в основном из немцев, изгнанных из своих домов из-за двух событий. Союзники передали часть Восточной Германии Польше, чтобы СССР мог сохранить части Западной Беларуси и Украины, захваченные им в 1939 году. Союзники также были убеждены в необходимости «этнической чистки» Центральной и Восточной Европы от немцев, чтобы предотвратить будущую войну.

-2

Миллионы немцев из Советского Союза, Польши и других стран Восточной Европы бежали или были депортированы, чтобы лишить эти страны немецкого населения. Среди них были как немцы, переселившиеся туда во время Второй мировой войны, так и те, кто осел в этих странах поколения назад и больше не имел связей с немецким наследием.

Третья группа беженцев пришла со всей Восточной Европы и Восточной Германии, когда Сталин установил коммунистические режимы и правительства по всей Восточной Европе и в части Германии, которую он оккупировал. Эти правительства не только функционировали как тоталитарные системы коммунизма, но и были политически и военно связаны с Советским Союзом. Таким образом, на Европу опустился «железный занавес», разделивший Западную и Восточную Европу.

Наиболее разрушительным и трагичным из этих событий было изгнание немцев.

Изгнание немцев

Примерно двенадцать миллионов немцев бежали или были изгнаны с Востока к 1950 году, и это началось сразу после окончания войны. Большинство из них были женщинами и детьми, в основном 7 миллионов из Польши и 3 миллиона из Чехословакии. Однако Румыния, Югославия, Венгрия и Советский Союз также проводили эти чистки.

Эти перемещения происходили в три этапа: 1) бегство немцев от наступающей Красной Армии, 2) насильственное изгнание немцев из стран Восточной Европы с целью этнической чистки, 3) депортации в рамках Потсдамского соглашения, которое пересмотрело границы Европы.

-3

Большинство немецких депортаций произошло в результате Потсдамского соглашения, которое передало восточные регионы Германии Польше в качестве компенсации за территории, аннексированные СССР у Польши. К марту 1945 года сто тысяч немцев оказались в Кёнигсберге, Восточная Пруссия, после того как Третий рейх не смог их эвакуировать. Оставшееся население голодало, питаясь тем малым, что им удавалось найти, пока советские власти не изгнали их в Германию.

Большинство депортированных немцев получили уведомление о выселении менее чем за несколько часов и были высажены на границе, имея при себе лишь одежду. Полмиллиона из этих немцев так и не добрались до Запада: их убили в беспорядках или собрали в лагеря военными и гражданскими, или они погибли по пути. Большинство беженцев были женщинами, детьми, пожилыми людьми или инвалидами, так как большинство немецких мужчин находились в армии вермахта и либо погибли, либо находились в лагерях для военнопленных.

Тех, кого не убили и не высадили сразу на границе, отправляли в трудовые лагеря в Восточной Европе. Например, Чехословакия интернировала 180 000 немцев, а Югославия — 170 000. Для размещения новых принудительных рабочих часто использовались освобожденные концлагеря. Рабочих обривали наголо, подвергали порке и пыткам. Женщин подвергали сексуальному насилию.

В некоторых трудовых лагерях, таких как один в Чехословакии, заключенных кормили такими же скудными пайками, как и жертв нацистских концлагерей. Это привело к распространению болезней и гибели людей в этих лагерях. Советские власти депортировали некоторых немцев для тяжелого труда в Донбассе или в Сибирь для работы в ГУЛАГах.

-4

Немцы были вынуждены носить повязку с буквой «N» для обозначения того, что они немцы («Nemec»). Они сталкивались с унижением, дискриминацией и насмешками, аналогичными тем, которым подвергались поляки в Третьем рейхе, вынужденные носить знак с буквой «P», или восточные рабочие, обязанные носить знак «OST».

Оставшиеся в живых тысячи евреев, каким-то образом переживших Холокост, также не избежали этих чисток. Считавшиеся подозрительными из-за своего немецкого языка или немецких фамилий, многие из них разделили ту же участь, что и немцы Восточной Европы.

Когда их наконец освободили из трудовых лагерей, некоторых отправили в Германию в скотских вагонах. Путь мог занять до двух недель, и им не давали достаточно пищи и воды, что приводило к гибели людей в пути.

Эти изгнания были одобрены и часто поддерживались, контролировались или по крайней мере игнорировались союзными войсками.

Обращение с перемещенными лицами в Германии

Хотя немецкие беженцы горько переживали потерю своей родины, они остались в Германии. Для временного размещения немецких изгнанников были созданы лагеря до тех пор, пока не построили долгосрочное жилье. Из-за серьезной нехватки жилья некоторым пришлось жить в бывших концлагерях в Германии, таких как Дахау.

В конечном итоге они были полностью интегрированы в Германию. Конрад Аденауэр, первый канцлер Федеративной Республики Германия, защищал немецких беженцев, введя налог для компенсации изгнанников, создав новое министерство для их помощи и предоставив им социальную поддержку.

Конрад Аденауэр
Конрад Аденауэр

Некоторые негерманские беженцы были размещены в лагерях для перемещенных лиц вместе с бывшими узниками концлагерей и принудительными рабочими, которые отказывались возвращаться домой, пока не найдут другую страну, готовую их принять. Многие негерманские беженцы были переселены в США, Израиль, Канаду и Австралию. Другие европейские страны и Германия приняли оставшихся.

Наследие перемещений и изгнаний после Второй мировой войны

Перемещения и депортации, произошедшие после Второй мировой войны, создали новую Европу, которая имеет последствия для Европы и мировой геополитики и сегодня.

Карта Европы была полностью пересмотрена и остается наследием этих событий, включая отделенный российский анклав Калининград, окруженный странами НАТО. Большинство стран Восточной Европы стали гораздо более этнически однородными, чем прежде. Однако это постепенно меняется с принятием восточноевропейских стран в Европейский Союз и свободой передвижения внутри Союза.

В Германии это создало культуру, в которой правительство и граждане стали более сочувственно и приемлюще относиться к беженцам, чем раньше. Это было видно в готовности правительства Меркель принять сирийских беженцев и в недавнем принятии правительством Шольца украинских беженцев.

Школа с украинскими беженцами в лагере бывших переселенцев в Ханау
Школа с украинскими беженцами в лагере бывших переселенцев в Ханау

Последний момент — страны, такие как Израиль, США, Канада, Австралия и другие, приняли новых иммигрантов и семьи, которые интегрировались в эти общества и способствовали их дальнейшему росту и развитию.

Одной из трагедий этих событий является то, что они не предотвратили войны под предлогом защиты меньшинств. Это стало одним из многих оправданий, использованных Владимиром Путиным для вторжения в Крым и Донбасс в 2014 году и его полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году.

Изгнания и перемещения в период Холодной войны принесли много страданий и трагедий для людей, которые либо не чувствовали себя в безопасности на родине, либо были вынуждены покинуть ее. Долгое время немцы не решались говорить об этом или жаловаться, зная, что зверства, совершенные Германией во время Второй мировой войны, такие как Холокост, были более масштабными и жестокими и еще свежи в памяти Европы. Многие до сих пор травмированы тем, что произошло, включая мать моего друга, которая пережила изгнание в раннем детстве.

Несмотря на трагичность, эти воспоминания помогают пробудить в Германии сочувствие и поддержку нынешним беженцам, пострадавшим от войны, что показывает, что из такого зла может выйти что-то хорошее.