Найти в Дзене
Турнир Косарей

Артинский завод - будущим первоклассникам. Добрая традиция поддержки заводских династий

В преддверии нового учебного года руководство Артинского завода встретилось с детьми заводчан. Генеральный Директор и руководители предприятия давали напутствия и пожелания заводским первоклассникам, что пойдут в школу в этом году. Сладкие подарки и денежные сертификаты решили выдать пораньше, чтобы родители могли что-то на них купить заранее.

Кстати, это одна из давних заводских традиций. Зародилась она более, чем полвека назад. Понятно, что культивировалась эта традиция заводским профсоюзом, который был очень и очень силен.

Иначе и быть не могло: градообразующее предприятие Артинского района твердо крепилось династическими традициями. Профессионалы, за спиной которых стояло два, три, а то и пять поколений предков, до тонкости владеющих навыками заводских специализаций и рабочих профессий, передававших опыт из поколения в поколения, крайне прохладно относились к различным как бы идеологическим «соплякам» да «засранцам» с комсомольскими значками. По заслугам. А какие у заводских «комсомолят» могли быть заслуги – на заводе или работай, или иди пляши. Профсоюз же уважали, потому как в руководстве профсоюза работали люди, проявившие себя на деле, в цехах. И знавшие реальную обстановку на заводе.

Работа на заводе была престижна. Кстати, в Артях на заводе зарабатывали весьма добротно. Цех №1, производящий косы, в 70-х годах систематически работал в три смены, то есть непрерывно. Объяснялось это не только тем, что процесс разогрева прокатных вальцев и масла для термообработки весьма энергозатратен и поэтому экономичней производственную деятельность вообще круглосуточно не прекращать, но и активным спросом на косу. Более половины выпускаемой заводом косы уходила «за бугор». Приносила валюту.

Поэтому не стоит удивляться, что труженики некоторых операций зарабатывали фантастические по тем временам деньги – по тысяче и даже по 1200 рублей в месяц. В десять раз больше начинающего инженера. Особенно шикарно оплачивалась правка косы – операция, требующая необъяснимого таланта, специфического навыка и отточенного глазомера. Из серии «много званных да мало избранных» - поработать на правке пытались многие, но у очень многих не получалось. Дело не шло отнюдь не потому, что стараний не хватало – перспективы стимулировали! – а оттого, что в этом деле реально требуется «рука Бога». Не всякому дано. Тем, кому повезло, за пару лет отстраивали дома или покупали автомобиль.

Впрочем, очень нехило зарабатывали и в игольных цехах, особенно на пресловутой «третьей операции», отличающейся монотонными раздражающими шумами, непрекращающейся вибрацией всего и вся, нескончаемыми брызгами масла. 600-700 рублей в месяц были вполне обычными заработками. А примерно столько же получали те, кто осваивал в то время нефтегазовые северные широты.

То есть, на Артинском заводе вполне можно было трудиться чисто ради заработка, отринув опостылевшие лозунги и транспаранты. Но без пропаганды жить в социализме не дозволялось. В пропагандистский набор неизменно, окромя КПСС, включался профсоюз и комсомол. Но если профсоюз был реально весом и авторитетен, так как имел возможность влиять на распределение набора благ (квартиры, машины, путевки). Даже художественная самодеятельность была прерогативой профсоюза. Потому как отдых трудящихся. И спорт был под профсоюзом, комсомолу дозволялось разве что в спорте поучаствовать. Профсоюз был могуч и тверд, потому как жестко стоял на защите интересов трудящихся. До анархизма-синдикализма не доходило, но предпосылки были. Профсоюз боролся за возможность заводчан работать и наиболее эффективно продавать свои навыки (возможность работать – единственная реальная собственность при социализме), а также имел легкую прерогативу участвовать в распределении дозволенных благ.

Отдельно о распределении благ. Помимо квартирного вопроса и дележке техники для желающих, профсоюз распределял ширпотреб. Товары народного потребления в те времена были дефицитом, то есть отсутствовали на прилавках. Но в людях процветало и ширилось мещанство – они зачем-то хотели одеваться, обуваться и даже повкуснее покушать мечтали. Поэтому профсоюзу приходилось напрягаться.

Стыдно сказать, но такая отдаленная уральская глубинка как Арти ничуть не была обездоленной по части тряпочек и обуток. Причем импортных. Поскольку районное градообразующее предприятие Артинский механический завод исправно добывал валюту, то в район, пусть и не обильным потоком, но вполне регулярно поставлялись вполне приличные импортные вещицы. При желании и наличии вкуса можно было достойно прибарахлиться. Даже джинсы и джинсовые костюмы порой лежали-висели в свободной продаже. А всякие рубашонки и юбчонки отличались достойным выбором. Растворимый кофе в сельпо на прилавках залеживался.

Но все равно дефицит будоражил, оттого профсоюз по мере сил участвовал в его распределении. А так как уже в 70-х годах развития социализма жестко сформировалось понятие «власть у того, кто делит», то заводской профсоюз был весьма полновесной фигурой в поселковых и заводских делах. При этом упорно создавал очень правильные традиции.

И вот такая добрая традиция как встреча с будущими первоклассниками (и их родителями, дедушками-бабушками, конечно!) очень удачно прижилась и постоянно поддерживается. Не исключено, что в будущем дети продолжат и поддержат трудовую славу заводских династий.