Всем доброго времени суток! Дисграфия - что это такое, какие виды и признаки она имеет? Дисграфию можно отнести к частичному расстройству процесса письма, основанного на распаде психики и недостатке его сформированности в письменности.
Дисграфия у взрослых и дисграфия у детей проявляется в характерных и повторных ошибках в письменности, обнаружению самостоятельно не поддающихся. Дисграфия диагностируется благодаря анализированию письменности и исследованию устной речи с письменностью, основанной на специальной методике.
Это нарушение можно исправить при помощи практики произношения звуков, предаваясь изучению лексики, грамматики, содержательной речи и неречевых связей.
Общие сведения
Дисграфия – это нарушение письма, имеющее проблемную связь с высшими психическими функциями. Исследования фиксируют, что нарушение письма присутствует у 54% детей школьного возраста и около 38% у среднего возраста, отсюда напрашивается вывод об устойчивости данного заболевания.
Дисграфия у младших школьников распространена из-за ФНР или ОНР, наличие которых не предоставляют возможным изучение грамотности.
Логопеды различают 2 вида нарушения письменности:
- Дисграфия – связана с искаженностью почерка, но все равно используется в общении.
- Аграфия – можно заметить в невозможности владения письменной речью или ее потери.
Так как, письменность имеет связь с чтением, то наличие проблем с письмом зачастую идет бок о бок с проблемами в чтении.
Причины проблемы
Навык владения письмом имеет тесную взаимосвязь с формированием всех моментов устной речи:
- Звукопроизношение.
- Понимание звукового состава слова.
- Правильное использование грамматики.
- Содержательное изложение.
Развитие расстройства основывается на:
- Нарушении звукового произношения.
- Отсутствующей или недоразвитой речи.
- Нарушении произношения.
- Локальном отсутствии или расстройстве сформированной речи.
- ЗРР.
Органические
Выявляется из-за недоразвитости или поражении мозга при перинатальном, натальном, постнатальном периоде:
- Патология, связанная с беременностью.
- Наличие травм после родов.
- Удушье.
- Воспаление головного и спинного мозга.
- Заражение организма какими-то бактериями.
- Телесные болезни.
- Психоэмоциональное напряжение.
Социально-психологические
Заключаются в попеременном использовании разных языков среди членов семьи, наличии нечеткости или неправильности речи людей, недостатке нормального речевого контакта, отсутствии должного внимания к речи детей от взрослых, переходе к раннему обучению чада грамотности, при отсутствии психологических его возможностей.
В основной группе риска появления нарушения письменности располагаются дети с наличием речевых проблем и ЗПР. У взрослых людей расстройство или аграфия возникает по причине черепно-мозговой травмы, проблем с кровообращением в голове, внутричерепных новообразований и других.
Классификация
Обратив внимание на степень нарушения можно выделить 5 форм дисграфии:
- Артикуляторно-акустическая – проявляется в смешении, заменах и пропуске букв в соответствии со звуками при устной речи.
- Акустическая – имеет связь с проблемами фонематики слуха.
- Проблемы с языковым анализом и синтезом.
- Аграмматическая – нарушение письменности, выраженной в аграмматизме.
- Оптическая – обуславливается в несформированности зрительных процессов.
Логопеды также выделяют и смешанную форму расстройства:
Особенная письменность
- Расстройство письменности:
- Дисфонологическая – паралалическая и фонематическая
- Метаязыковая – диспраксическая или моторная, расстройство, возникшее путем нарушений языка
- Дизорфография:
- Связанная с морфологией
- Связанная с синтаксисами
Неспецифическая письменность
- Недостаток воспитания и обучения.
- Задержка психического развития.
- Многозначимые аббревиатуры.
- И тому подобные.
Симптомы расстройства
К признакам проблем с письменностью можно отнести типичные и повторяющиеся ошибки во время письменности, не связывая со знанием правил.
Характерные ошибки встречаются в разных видах дисграфии и имеют следующие проявления:
- Замененные внешне схожие рукописные буквы или схожие фонетически звуки при письме.
- Искаженность слогов в написании слов.
- Нарушенная слитность и раздельность в написании слов.
- Аграмматизм письменности.
При наличии расстройств у ребенка процесс письменности замедляется и почерк становится трудно различимым. Проявляется в виде прыгающих букв, вылезания с прописных строк, замены прописной каллиграфии на печатную. Распознать расстройство письма возможно исключительно после овладеванием ребенком письменности. Приблизительный возраст от 8 лет.
Если человек подвержен письменному расстройству, то у него можно наблюдать неречевую симптоматику:
- Проблемы с центральной нервной системой.
- Пониженная трудоспособность.
- Человек подвержен отвлеканию от основной задачи.
- Чрезмерная активность и возбудимость.
- Сниженная память и иные качества.
Артикулярно-акустическая
Ошибки в такой форме связаны с проблемами в звукопроизношении (что слышим, то и пишем). Можно наблюдать замену и пропуск букв при письме и их отсутствие, и замену при произношении. Зачастую наблюдается у детей с присутствующей фонетико-фонематической недоразвитостью речи.
Дифференциально звуковая
Не наблюдается нарушений в звукопроизношении, но имеется недостаточное формирование восприятия звуков в составе слова. Во время письменности наблюдаются ошибки в виде заменяемых букв, связанных со схожестью фонетических звуков.
Нарушение синтеза речи
Наблюдаются нарушения в словах при разделении предложения на слова, а после при делении на слоги. С наличием такой формы наблюдаются повторения, пропуски или переставления букв и слов между собой. Появляются в тексте не нужные буквы или наоборот не дописываются окончания. Часто встречающиеся проблемы у школьников.
Аграмматическая
Проблемы с падежами, родами и числами. Нарушаются согласования слов в предложениях и их построение. Обычно наблюдается при общей недоразвитости речи, обусловленной алалией или дизартрией.
Оптическая
Происходит посредством замены смешения графически похожих букв. При обнаружении проблем с узнаваемостью и воспроизведением изолированных букв, можно говорить об оптической дисграфии. При обнаружении начертаний в буквах – речь идет о вербальных оптических нарушениях. Обычное оптическое расстройство выражается в добавлении лишней символики в буквах или их не дописывании.
Лечение дисграфии
Как можно исправить дисграфию у ребенка? Логопеды исправляют данную проблему выстраиванием определенных способов письма. Проблемы преодолеваются при помощи устранения недочетов в звукопроизношении и процессов фонематики, обогащая словарный запас, и формируя грамматику речи, развивая связную речь.
Важным элементом в логопедии при устранении письменных проблем можно отнести аналитико-синтетическую деятельность. Является процесс аналитико-синтетической деятельности.
В некоторых случаях дисграфия и аграфия лечится медикаментами и реабилитацией в виде лечения физиотерапией и массажем, как и проведением лечебной физической культурой.
А что вы можете сказать на тему, что такое дисграфия? Поделитесь своими знаниями в комментариях.