Красным маячком для многих отклонений в развитии малыша является отсутствие речи. Не,смотря на то, что все детки индивидуальны, есть определенные возрастные нормы.
Именно их отслеживает на плановых приемах невролог. Обычно родителями занимается "выжидательная" тактика и наблюдение до 3 лет. Для деток с аутизмом это огромная ошибка.
Для тех, кто здесь впервые. Я ABA-терапевт и мама сына с РАС. Пробуем, боремся, стараемся. Здесь делюсь опытом. Возможно, кому-то он будет полезен.
Чем раньше, тем лучше
Отсутствие речи может быть связано со множеством факторов. От особенностей устройства речевого аппарата до органических поражений. Я буду говорить про отсутствие речи, связанное с аутизмом.
Если у малыша также наблюдается отсутствие зрительного контакта/скользящий взгляд, нет указательного жеста, он не откликается/через раз откликается на имя, ничего не повторяет за взрослыми, остро реагирует на внешние раздражители, не стоит ждать до 3 лет.
Именно то время, пока мы "ждем" самое плодотворное для коррекции. Чем раньше будет начато вмешательство, тем большие плоды принесет. Борьба с аутизмом - это вечное перетягивание каната. Если не ты, то тебя. В то время, пока мы живем себе спокойно и ждем "заветных" трех лет, аутизм, как зыбучие пески, затягивает малыша.
Что делать?
Здесь все зависит от возможностей и ресурсов семьи. Каждый решает сам с какой интенсивностью действовать и какими путями идти. Но даже если это будут занятия дома с мамой, они будут также эффективны. И если не дадут результата в плюс, то хотя бы не дадут уйти ребенку в больший минус. Причем именно для аутят "мягкие" методики в раннем возрасте очень плодотворны.
Если кто-то решил заниматься с малышом дома, то могу порекомендовать следующие программы. Еще раз подчеркну, что это не методики по запуску речи у деток. Это инструменты раннего вмешательства для малышей именно с аутичными чертами. Нацелены они на устранение первопричины отсутствия речи - нежелания вступать в социальный контакт.
1. Денверская модель раннего вмешательства.
Направлена именно на малышей. Взаимодействие идет в игровой форме. Для этого не нужно усаживать ребенка за стол. В такой модели мы "следуем за ребенком" и его интересами.
Книги по данной методике можно приобрести на маркетплейсах. Из минусов отмечу, что даются общие стратегии. Придумать конкретную игру, которая заинтересует ребенка, это уже поле для фантазии родителя.
2. Jasper
Как и денверская модель относится к "мягким" подходам. Из плюсов: подходит не только малышам, но и деткам постарше. Однако программа более структурирована и больше понятна специалистам, на мой взгляд. При этом и для родителей будет также полезна. Можно сочетать подходы. Находится в свободном доступе в электронном виде в сети.
В свое время мы много не знали и начали плотно заниматься ребенком только после трех лет, что осложняет наш сегодняшний путь. Поэтому, считаю, лучше не ждать.