Дорогой кинозритель! В марте 1996-го года в прокат вышел фильм "Фарго" - одна из самых известных картин режиссёров Братьев Коэн. Абсурдная и кровавая история убийства в северном штате Миннесота настолько удачно сочетала в себе чёрную комедию и триллер, что была отмечена множеством наград, признанием зрителей и критиков по всему миру - а потом ещё и породила успешный одноимённый сериал, в котором уже целых пять сезонов.
Но в чём секрет успеха этой странной картины? И чего не хватает в успешном сериале от оригинального фильма? Об этом речь пойдёт ниже
Для начала пара интересных фактов. Френсис Макдорманд, сыгравшая одну из главных ролей, после прочтения сценария долго отказывалась от роли, потому что не понимала, как играть беременную женщину - и при этом офицера полиции. Тем не менее её импровизации помогли ей урвать Оскар за эту роль.
В процессе создания этого фильма актёрам пришлось освоить особый говор, характерный для жителей северных штатов, где много переселенцев из Норвегии, Дании и Швеции. К сожалению, эту кропотливую работу мы не заметим, нам понадобится оригинал.
Также, во время съёмок фильма братья Коэны и их оператор, оскароносный Роджер Дикинс придумали интересное визуальное решение. Они снимали натуру в основном в туманную погоду, чтобы снежные просторы сливались с мутным небом, а линия горизонта отсутствовала. Таким образом создаётся бесконечное белое пространство, в котором утопает городок - и у зрителя возникает чувство тревоги и таинственной пустоты. Пути Господни неисповедимы.
Коэны, словно свысока, показывают нам мир наивных жителей глухой северной провинции. Говорю "словно", потому что на самом деле в изображении режиссёрами провинции нет цинизма, равнодушия или злой усмешки. Больше похоже на дружеское подтрунивание над провинциальными типажами.
Режиссёры живописуют людей, которые живут простой мирной жизнью, они погружены в быт, в повседневные радости и заботы. Они открыты и добродушны к окружающим, и у них нет особых амбиций, они, что называется, не хватают звёзд с неба, но живут вполне счастливо.
Так что же позволяет нам, зрителям, прочувствовать это тёплое отношение к жителям провинции? Дело в том, что режиссёры сами выросли на севере Миннесоты, в городе Сент-Луис-Парк, примерно в тех же местах. И в фильме братья Коэны как будто написали портреты своих родственников, соседей и знакомых.
Именно такого изображения людей не хватает сериалу "Фарго". Лично мне он не нравится. Там прекрасные актёры, и чёрный юмор есть, но нет главного - авторской теплоты к персонажам. Они все показаны либо тупыми, либо жестокими, либо жалкими, что выглядит плоско и не вызывает сопереживания.
В центре оригинальной истории находятся два героя. Первый - менеджер по продажам автомобилей, Джерри Ландегаард в блестящем исполнении Уильяма Мейси. У него, казалось бы, прекрасная семья - жена, ребёнок, большой дом, машина и стабильная работа, плюс ещё и богатый тесть, который если что, поможет деньгами. Но Джерри неудовлетворён своей жизнью, ведь он понимает, что ему просто повезло жениться на дочке богатого бизнесмена, а сам он ничего в жизни не добился, даже менеджером быть он толком не умеет.
Но у него есть амбициозный бизнес-план, под который Джерри хочет получить деньги от тестя. Но тесть в Джерри не верит, он предлагает ему продать свою идею для бизнеса и предоставить всё тестю за бесценок. И тогда у Джерри рождается гениальный план. Через подставных лиц сымитировать похищение собственной жены и получить выкуп от собственного тестя. К сожалению, жадность и глупость Джерри приводит к страшной трагедии.
Второй персонаж - простоватая полицейская по имени Мардж Гундерсон, она на седьмом месяце беременности, живёт простой жизнью вместе с мужем-художником. Ощущение, что в её работе даже преступлений нет. Она, хоть и подготовленный полицейский, но тем не менее ведёт себя не слишком осторожно - беременная ездит на опросы свидетелей и подозреваемых, одна, без подстраховки. Даже едет в большой город одна, туда где может находиться преступник. В общем, впечатление, что у Мардж была мирная служба на протяжении многих лет. Она наивная, немного чудаковатая, очень добрая. Но теперь ей предстоит расследовать всю кровавую бойню, которую спровоцировал Джерри Ландегаард.
Череда кровавых преступлений, которые расследует Мардж, приводит её в столицу штата, крупный город Миннеаполис. Здесь для почти деревенской полицейской открывается большой и опасный мир, где люди могут убить друг друга из-за денег, совершают финансовые махинации и даже - о, ужас! - люди могут друг другу врать! Последнее открытие Мардж сыграет очень важную роль в успешной поимке преступника.
Коэны, казалось бы, во всех фильмах издеваются над своими героями, но здесь они наоборот - неожиданно гуманистичны. И демонстрируют не просто симпатичных простых героев, но и очень интересную мысль: чем город больше, тем больше в нём денег и соблазнов - и тем хуже и алчнее становится человек.
Мардж искренне не понимает, как можно из-за больших денег убивать людей, ей кажется это совершенно другой планетой. Она никогда и не видела больших денег, но жадность и суицидальная тупость бандитов поражает её. Возможно, ей ни разу за всю её службу не пришлось достать пистолет. Причём этот образ, шерифа, который не сталкивался с жестокостью и хаосом, будет развит и в экранизации романа "Старикам Тут Не Место", где герой Томми Ли Джонса, уходит на пенсию в глубокой депрессии и опустошённости. Он не понимает, откуда в людях такая жестокость - и не знает, как жить в таком мире.
Но у Мардж Гундерсон всё же нет такого пессимистичного настроя. Узнав жизнь с другой, бессмысленно-жестокой стороны, Мардж возвращается в свою тихую гавань, к мужу по имени НОРМ, в простую и понятную систему ценностей маленького провинциального городка.
И, после всех ужасов фильма, этот уютный финал производит огромное впечатление.
По мнению кинокритика Антона Долина (внесён в список СМИ-иностранных агентов), братья Коэны этим фильмом полемизируют с Квентином Тарантино и его "Криминальным Чтивом". "Насилие в кино - это весело", - заявляет Квентин, Коэны же лаконично отвечают "нет". Насилие может быть абсурдным, нелепым, но оно всегда ужасно, особенно с оглядкой на реальную жизнь. А ещё ужаснее - поддаться алчности и наделать глупостей, которые будут стоить жизни многих невинных людей, в том числе и самых близких.
Спасибо, что дочитали! Делитесь своим мнением о фильме в комментариях, очень интересно ваше видение этой истории.