Тема с «Украиной» (которой не было) и «украинцами» (которых нет) уже остобрыдла.
Я написал на эту тему несколько книг, снял десяток «Уроков русского», где постарался предельно просто разжевать очень сложные вещи. Но людям хочется ещё проще, и они готовы за эту простоту сражаться насмерть, годами (годами, Боже мой!) повторяя одни и те же благоглупости.
Вспоминается рассказ Шукшина «Срезал». Про деревенского демагога, который любил подлавливать и затыкать за пояс всяких приезжих академиков. При этом козырял знаниями, которые вычитывал из случайных газет. И диалог с таким человеком построить было просто невозможно.
Теперь подобные ему бродят толпами по Сети. Голова их нашпигована рандомной информацией, и они ее чуть что вываливают на многострадальные головы собеседников. Притом яростно навяливая свою «точку зрения», они не слушают собеседника вообще. Ибо считают своё «знание» совершенным, аксиоматичным.
Давайте тогда в 101-й раз по кругу о той же теме для тех, кто слышать ещё в состоянии.
1. Украинцы были русскими? Да. Условно говоря, с IX века разнородные племена стали Русью. И до нашествия Орды лепили своё единство. Затем Орда и набеги крымских татар нас разлучили, а Речь Посполитая и вовсе вывела киевских и запорожских русских, и галичан, и иных – в иную государственность.
2. Когда мы их оттуда в XVII веке забирали домой – они называли себя русскими, и ляхи их тоже называли русскими. Потому что они по происхождению своему и были русскими. Но сколько воды утекло!
3. И примерно сразу же «украинские» русские поняли, что они какие-то уже другие «русские», и начали за это воевать! Не при Ленине, а в XVII веке, когда Богдан Хмельницкий вроде сначала до Львова дошел, который тоже считался русским, но Львов от него откупился, а потом и всё Правобережье сказало: вали отсюда, русня московская, мы в Европе!
4. Далее эти противоречия никогда до конца не сглаживались. Украинские крестьяне и помещики на Левобережье – да, как-то жили в контексте нового мира, впрочем, твердо помня, что они именно что малороссы, а не русские. И переселяясь на новые земли, вопреки русскому мифу, они вовсе не русифицировались, но столетиями сохраняли свою малороссийскую идентичность. Она ж у них столетиями складывалась, пока они с великороссами были в разлуке! Вы понимаете, что такое столетия? Поэтому хохляцкие станицы на Дону, на Харьковщине, на Донце – были и оставались хохляцкими триста лет подряд. А не «при Ленине» их такими сделали.
5. Но самая большая была проблема с запорожцами, с войском их. У них были кардинально иные представления о себе и своей самости. За это Пётр Сечь попросту уничтожил. И это была натуральная гражданская война с хохлами, уже вторая – после войны Левобережья и Правобережья при Хмельницком и его преемниках.
6. При наследницах Петра Сечь восстановили, но запорожские казаки взялись за старое, и Екатерина убила Запорожское войско окончательно, военным путём; и это была третья часть гражданской войны с хохлами.
7. Теперь про грустное для наших «патриотов», которые зубы стачивают, лишь бы доказать (зачем?), что не было никакой украинской литературы. Что украинцы – это как поморы или казаки, у которых «суржик». Итак. Украинская светская, авторская литература появилась практически одновременно с российской, с русской. Печально, но факт. Украинская хуже? Ну и что. Теперь внимание! Никакой «казачьей» литературы на их суржике – нет и быть не может. Казачьи песни – на русском языке. Украинские песни – на малороссийском (украинском) языке. Поморской литературы тоже нет. И не будет никогда. А украинская литература полноценно сложилась в XIX веке – одновременно с рядом европейских литератур. Украинская литература переведена на десятки языков. Но ни одна книга в мире не переведена с «казачьего» или «поморского». Зачем и с какой целью вы валяете дурака, таская эти нелепые доводы про казаков? Литература – это и есть признак зарождения национального мышления.
8. Государства у них ещё не было, и слава Богу, как по мне – пусть и это вот поскорее сдохнет. Однако проблема «украинства» к 1917 году существовала уже сто лет.
Как огромная проблема государственного масштаба, с которой не знали что делать. При этом огромные массы русских граждан 120 лет назад сопереживали украинцам в их борьбе за национальную культуру. Не «жиды» и «либералы» – а русские граждане, которые считали, что хохлы имеют право на свой театр и свою мову. И фигура Шевченко задолго до Ленина была культовой не только на Украине, но и в России. Ничего подобного не было ни у поморов, ни у казаков. Люди же, которые всерьез мне пишут, что хохлы это как рязанцы и туляки, – они, мне кажется, просто идиотничают прилюдно. Ещё раз объяснить почему или можно, наконец, перестать?
9. В силу всего вышесказанного – то есть трехсотлетних кровавых поисков самоидентификации и минимум столетней литературной традиции – хохлы тут же подали на отделение в 1917 году. И вскоре создали свое государство. С немцами? Ну и что. В мире десятки независимых государств создали советские, так сказать, инструкторы. И они отлично существуют.
10. С украинскими самостийниками велась натуральная и кровавая война, чтоб вернуть Украину. Не «создать» Украину, а вернуть Украину. Этой теме посвящены многие книги. Ещё раз напомню, что Павка Корчагин всю первую часть книги «Как закалялась сталь» воюет с украинскими самостийными бандами. В книге названы минимум десять атаманов – и все они имели прототипы. Те «белогвардейцы», что гоняют тут демагогию про то, что не было на Украине никакой войны, – просто лживые бесы, и всё. Была, и страшная. Она имела признаки пародии и комедии, как у Паустовского и Булгакова? Да. Она и сейчас имеет те же признаки, но кровь всё равно льётся рекой.
11. Возвращение Украины – великий и непостижимый подвиг большевиков. Вопрос «наделения» Украины якобы русскими землями тут сто раз разбирался. На самом деле отделившаяся в 1917 году Украина элементарным образом забрала себе российские губернии, традиционно считавшиеся малороссийскими, – в том числе Екатеринославскую и Харьковскую: а считались они малороссийскими, потому что хохлы там по переписи 1897 года составляли большинство. И Донецкая, и Луганская области туда по большей части и входили, в эти губернии. Никто ничего никуда не «запихивал», цели такой не было. Была другая цель – сбалансировать сознательными рабочими Донбасса хохляцких селюков, чтоб Украина опять не начала играть в самостийщину. И в целом это удалось.
12. Украинизация была, её как массовое действо начал Сталин и сам же остановил. В целом большевики Украину, скорей, русифицировали, а не украинизировали, как у нас любят доказывать, чтоб все ошибки российской политики 1991–2014 гг. свалить на других. Но по факту в 1991 году Украина была более русской, чем в 1917 году.
13. И последнее. Никакой «украинской нации» большевики не создавали. В СССР действовала всё та же, что и до революции, концепция «триединого народа» – русские, украинцы, белорусы.
В целом всё. Будьте здоровы.
И в финале, ниже, одно разумное мнение от нашей читательницы и одна дельная рекомендация от нашего читателя.
Книги историка Белякова действительно подробно разбирают феномен проявления украинства в XIX – начале XX века. Но мы отличаемся с ним в одном: он считает, что Украина была потеряна для нас еще до революции. Я считаю, что ничего не потеряно.
Но чтобы не потерять – надо перестать себе врать про «казаки тоже нация?», «запихнули русские земли», «при царе украинцев не было», «это Ленин виноват».
Перестать врать надо не потому, что враньё омерзительно. А потому, что произносящие это – такие же, как хохлы, только навыворот. Вульгарные, банальные и пытающиеся охмурить здравый смысл и нашу национальную совесть. Лгущие самим себе люди – не побеждают. Побеждает только правда.
Признание того, что белорусы и малороссы (украинцы) существуют – не делает нас беднее. Это делает нас и богаче, и умнее, и честнее. Выбирающие путь отрицания очевидного и перекладывания своих ошибок на других – следуют в тупик.