Найти в Дзене
Сервисный Моделист

Зачем регулировать свет фар?

Ночные поездки — очень хороший способ «проветрить» голову. Меньше машин, город светит сотнями огней… Красота! Но езда в ночное время требует очень важного элемента активной безопасности — правильной работы головного света автомобиля. Помимо того, что фары должны светить, они должны правильно светить. В этой статье расскажу о том, как должны светить фары, когда их нужно регулировать и почему не каждая лампа может быть установлена в автомобиль.

Как освещать дорогу так, чтобы и себе было видно, и встречный поток не слепить

Казалось бы, что может быть проще? Поставь на машину мощный прожектор и дело с концом! Так было бы возможно, если бы на встречу Вам никогда не ехали машины. Следовательно, чтобы обеспечить безопасное движение ночью, фары должны обеспечивать следующие условия: 1) светить достаточно ярко, 2) не ослеплять встречный поток, 3) обеспечивать достаточное освещение дороги.

Для выполнения первого условия нужно, чтобы стекло фары было чистым и прозрачным, а также, чтобы лампа работала как положено. Галогеновые лампы, например, склонны к старению, ведь нить накаливания из-за нагрева до очень высокой температуры постепенно испаряется. Прозрачность и чистоту стекла помогут обеспечить наклеенная на новую фару бронепленка, которую нужно будет менять по мере помутнения, а с загрязнением справится омыватель фар (если он, конечно, есть).

А вот для выполнения пунктов 2 и 3 нам важна правильная регулировка света фар.

Если смотреть на световое пятно от фар автомобиля сверху — оно должно максимально освещать сторону попутного движения и не заходить на полосу встречного движения, чтобы не слепить водителей. Для этого нужно обеспечить четкую границу между освещенной зоной и тенью. Такая граница носит сокращенное название СТГ или светотеневая граница.

-2

За корректную СТГ отвечают линза в ксеноновых или светодиодных фарах и рефлектор (отражатель) в галогеновых. Про матричные фары не говорю, т.к. это совсем другая технология, при которой фара представляет собой проектор, который проецирует на дорогу световое пятно четко обозначенной формы и управление им осуществляется исключительно при помощи программного обеспечения автомобиля и датчиков положения кузова автомобиля.

Схема регулировки света фар при помощи экрана
Схема регулировки света фар при помощи экрана

Существует два типа механической регулировки фар — при помощи экрана — специальной разметки на стене или при помощи специального регулировочного стенда.

Принцип тот же, только экран умещается на площади размером меньше листа А4
Принцип тот же, только экран умещается на площади размером меньше листа А4

Справедливости ради, на многих современных автомобилях на фарах нет регулировочных винтов, но это не значит, что регулировать их нельзя. В зависимости от модели — регулировка выполняется как процесс переобучения блока управления головным светом через программно-диагностический комплекс.

Еще есть минимум две ситуации, когда выполнить регулировку нельзя, что влечет за собой как минимум — проблемы с ГАИ, а как максимум — риск аварий в ночное время.

Первый такой случай — установка нештатных ламп через кольца — адаптеры. Такие лампы мало того, что светят как сверхновая, так еще и зачастую не позволяют качественно отрегулировать фары — из-за проставки в цоколе такие лампы имеют свободный ход, который на первой же кочке приведет к тому, что регулировка «поплывет».

Второй такой случай - «руль в бардачке». Как я писал выше — попутное движение должно освещаться максимально, а встречка не должны быть ослеплена. Так как для праворульных автомобилей полоса встречного движения изначально правая, то все получается наоборот. Решений в таком случае два — замена фар на фары от леворульной версии или переработка фар с изменением положения рефлекторов или линз в зависимости от типа используемых ламп.

Схематичное сравнение СТГ на праворульном и леворульном автомобилях при правостороннем движении
Схематичное сравнение СТГ на праворульном и леворульном автомобилях при правостороннем движении

Вместо итога:

1) регулируйте свет фар при замене ламп — при демонтаже/монтаже лампы может быть изменено положение цоколя, что приведет к изменению положения СТГ

2) содержите фары в чистоте и обеспечьте как можно дольше прозрачность стекол фар — используйте прозрачную бронепленку для защиты от «пескоструя» и не тонируйте фары — это сомнительный способ выделить свой автомобиль из потока

3) при выборе нештатных ламп отдавайте предпочтение тем, которые устанавливаются в фару без использования переходников-адаптеров — это позволит сохранить возможность регулировки света фар

Спасибо за внимание!