Ночные поездки — очень хороший способ «проветрить» голову. Меньше машин, город светит сотнями огней… Красота! Но езда в ночное время требует очень важного элемента активной безопасности — правильной работы головного света автомобиля. Помимо того, что фары должны светить, они должны правильно светить. В этой статье расскажу о том, как должны светить фары, когда их нужно регулировать и почему не каждая лампа может быть установлена в автомобиль.
Как освещать дорогу так, чтобы и себе было видно, и встречный поток не слепить
Казалось бы, что может быть проще? Поставь на машину мощный прожектор и дело с концом! Так было бы возможно, если бы на встречу Вам никогда не ехали машины. Следовательно, чтобы обеспечить безопасное движение ночью, фары должны обеспечивать следующие условия: 1) светить достаточно ярко, 2) не ослеплять встречный поток, 3) обеспечивать достаточное освещение дороги.
Для выполнения первого условия нужно, чтобы стекло фары было чистым и прозрачным, а также, чтобы лампа работала как положено. Галогеновые лампы, например, склонны к старению, ведь нить накаливания из-за нагрева до очень высокой температуры постепенно испаряется. Прозрачность и чистоту стекла помогут обеспечить наклеенная на новую фару бронепленка, которую нужно будет менять по мере помутнения, а с загрязнением справится омыватель фар (если он, конечно, есть).
А вот для выполнения пунктов 2 и 3 нам важна правильная регулировка света фар.
Если смотреть на световое пятно от фар автомобиля сверху — оно должно максимально освещать сторону попутного движения и не заходить на полосу встречного движения, чтобы не слепить водителей. Для этого нужно обеспечить четкую границу между освещенной зоной и тенью. Такая граница носит сокращенное название СТГ или светотеневая граница.
За корректную СТГ отвечают линза в ксеноновых или светодиодных фарах и рефлектор (отражатель) в галогеновых. Про матричные фары не говорю, т.к. это совсем другая технология, при которой фара представляет собой проектор, который проецирует на дорогу световое пятно четко обозначенной формы и управление им осуществляется исключительно при помощи программного обеспечения автомобиля и датчиков положения кузова автомобиля.
Существует два типа механической регулировки фар — при помощи экрана — специальной разметки на стене или при помощи специального регулировочного стенда.
Справедливости ради, на многих современных автомобилях на фарах нет регулировочных винтов, но это не значит, что регулировать их нельзя. В зависимости от модели — регулировка выполняется как процесс переобучения блока управления головным светом через программно-диагностический комплекс.
Еще есть минимум две ситуации, когда выполнить регулировку нельзя, что влечет за собой как минимум — проблемы с ГАИ, а как максимум — риск аварий в ночное время.
Первый такой случай — установка нештатных ламп через кольца — адаптеры. Такие лампы мало того, что светят как сверхновая, так еще и зачастую не позволяют качественно отрегулировать фары — из-за проставки в цоколе такие лампы имеют свободный ход, который на первой же кочке приведет к тому, что регулировка «поплывет».
Второй такой случай - «руль в бардачке». Как я писал выше — попутное движение должно освещаться максимально, а встречка не должны быть ослеплена. Так как для праворульных автомобилей полоса встречного движения изначально правая, то все получается наоборот. Решений в таком случае два — замена фар на фары от леворульной версии или переработка фар с изменением положения рефлекторов или линз в зависимости от типа используемых ламп.
Вместо итога:
1) регулируйте свет фар при замене ламп — при демонтаже/монтаже лампы может быть изменено положение цоколя, что приведет к изменению положения СТГ
2) содержите фары в чистоте и обеспечьте как можно дольше прозрачность стекол фар — используйте прозрачную бронепленку для защиты от «пескоструя» и не тонируйте фары — это сомнительный способ выделить свой автомобиль из потока
3) при выборе нештатных ламп отдавайте предпочтение тем, которые устанавливаются в фару без использования переходников-адаптеров — это позволит сохранить возможность регулировки света фар
Спасибо за внимание!