Несколько дней ношу в себе и гоню желание написать этот пост. Беспокойная мысль не уходит и не отпускает от себя. Видимо, нужно высказаться, озвучить проблему, давно знакомую родителям и школьникам, хотя и не всегда до конца понятую последними. Высказаться с надеждой на лучшее, еще раз обозначить проблему.
В 2000-ые у меня в центре в одной из групп по нейрокоррекции на этапе третьего блока – психологического, дети выполняли тесты и тогда, я впервые столкнулась воочию с данной проблемой. Дети писали о школе. И писали они следующее: «наступит день, когда я забуду о своих учителях», « учителя злые», «в школе над нами издеваются», «добрых учителей не бывает» и тому подобное.
Кульминацией было мое общение с Мишей, 14-и летним подростком из той группы. Он написал: «Мои учителя – волки. Они меня ненавидят». Надо сказать, что Миша отнюдь не был двоечником или девиантным ребенком. Напротив, он был очень симпатичный, улыбчивый, добрый, общительный и способный парень, из благополучной полной семьи, учившийся в московском лицее. Я была потрясена, потому что не было ни одного ребенка в группах тех лет, кто написал бы хотя бы нейтрально об учителях и школе. Причем, все они даже не жаловались, они просто констатировали факт. В личном последующем обсуждении этой темы с Мишей, он сказал: «Они не просто меня ненавидят, они меня специально унижают» и заплакал.
С тех пор прошло около 20 лет и многие подобные «волки», к сожалению похоже далеко продвинулись в своем развитии, в преобразовании из просто животных в бесчувственных роботов. Привожу цитаты из аналогичных тестов школьников 2020-ых. Сразу оговорюсь, что дети, чьи примеры я привожу, это дети, которые хорошо учатся и не имеют поведенческих сложностей и обучаются они в топовых школах Москвы. Что же тогда происходит с детьми «трудными» и в школах не рейтинговых и не московских???
«Крайне редко с учителем можно достичь понимания», «им (учителям) все равно», «они не станут меня слушать», « встречается иногда понимающий (учитель), но это большая редкость», «учительница математики специально меня унизила перед всем классом, хотя знала, что я болела и учила тему самостоятельно», «мне специально занижают оценку», «я боюсь, что она (учительница) опять начнет на меня кричать».
Кстати, в одной из описываемых школ ученику в течение всего года непонятно почему «ставили» тройку по русскому языку, хотя ЕГЭ по русскому им было написано в тот же год на 100 баллов, за что он получил медаль от Собянина. На вопрос, что нужно сделать, что бы исправить ситуацию, школьники отвечали так: «нужно потерпеть», «никак не исправить», «нужно смириться», «придется еще подождать, а потом забыть».
Я постоянно думаю – что случилось с людьми, с людьми взрослыми и к тому же с педагогами при этом? Сейчас я опускаю тему самого обучения, образования - как передачи знаний. Уже все привыкли, что в современной школе учителя только задают контрольные и их оценивают. Домашнее задание могут вывесить накануне в 12 часов ночи, а утром ребенок должен иметь его выполненным, иначе – двойка. Никто ничего детям не объясняет и не добивается усвоения материала. Учитель может не явиться на урок без всяких объяснений, причем не только на урок «удаленный», но и на очный. И это не есть из ряда вон выходящее событие. Обучение полностью переложено на родителей. Поступить в хороший ВУЗ без репетиторов по всем предметам невозможно. Но я сейчас сокрушаюсь даже не об этом.
Меня поражает, как нужно относиться к детям, чтобы они настолько ненавидели школу, учебу и главное – самих учителей. Я вспоминаю свою школу, которую я любила, хотя отнюдь не была отличницей. Все наши учителя тоже были люди разные по своим характерам, уровню образованности и даже допускаю, разными по любви и преданности к профессии. Но все они стремились научить своему предмету и прикладывали максимум изобретательности, чтобы добиться цели. Была ответственность за свое дело. Детей из неблагополучных семей жалели (понимали ситуацию), опекали, не давали в обиду. Учителя были на связи с родителями, приходили домой, оставались при необходимости после уроков заниматься дополнительно (разумеется, бесплатно). И в целом мы все любили своих учителей. Кого-то больше, кого-то меньше, но ненависти не было ни к кому.
Обижать слабого может только ущербный, озлобленный человек. Как происходит так, что люди, которых на пушечный выстрел нельзя допускать к детям попадают на работу в школы? Они ломают психику детей, доказывая, что прав только сильный, они не имеют деликатности и такта к внутреннему миру ребенка, они действительно уже не «волки», они бесчувственные примитивные роботы серийного производства, выполненные из дешевых материалов.
Какова роль директора школы и завучей? Если завелся такой проходимец в педагогическом коллективе, почему он не выгнан с позором вон? Что вообще происходит со школой и есть ли этому беззаконию административному и человеческому предел?
Безусловно, речь идет не обо всех педагогах. Есть и очень достойные и знающие учителя. Но их меньше. Почему они молчат? Невозможно не заметить того, что происходит рядом. Экзюпери и маленький принц не смогли бы не только выжить в этом мире, но и родится.
Считаю, что вполне в праве писать обо всем этом, так как не первый десяток лет работаю с детьми и взрослыми. На наших занятиях, особенно психомоторных, у многих ребят не сразу получается выполнять необходимое, им часто надоедает ежедневно делать упражнения, они могут баловаться, а порой и хулиганить. Но ни один ребенок не был нами оскорблен, унижен, высмеян или грубо наказан. Не редко уходя с диагностики, они говорят: «А спросите меня еще чего-нибудь», а то и просто подходят поцеловать. Помню, как один шестилетний мальчик обратился ко мне «на ты» и бабушка ему сделала замечание, что «к посторонним следует обращаться «на Вы», на что он спросил: «А разве она (то есть я) нам посторонняя?».
«Человеческое» отношение к людям не является геройством, это просто «прилагается» к профессии, как естественное личностное качество. Если его нет – меняй профессию, но прежде ответь за все те душевные раны, которые ты нанес вольно или невольно другим людям, воображая себя великим и всемогущим. Покайся хотя бы внутри себя сам с собой, ведь всякому покаянию свойственно возрождение.
Руководитель нейропсихологического центра, Екатерина Лебедева
www.neuro-psychol.ru