Мы рассказываем о грехах и добродетелях в рамках подготовки к мультимедийной выставке «Семь грехов и семь добродетелей», которая откроется в галерее ARTMAISON в январе.
Но до этого времени у вас будет уникальная возможность побывать на 28 мероприятиях и увидеть в реальном времени, как создаются медиакартины. Моделями, кстати, будут выступать именитые люди из мира искусства и бизнеса.
В сегодняшней статье порассуждаем о том, что есть добро и доброта, а также обсудим, как помощь и любовь к ближнему показаны сквозь призму искусства.
Что такое добродетель: небольшой экскурс
Что есть доброта и добродетель? Доброта – это внутреннее состояние человека, отражающее его духовное развитие и позитивное отношение к жизни. Она заключается в совершении бескорыстных поступков, которые приносят радость и благодарность окружающих. Если говорить простыми словами, доброта делает нас счастливее и вызывает ответные положительные эмоции у других людей.
Не лишним будет подметить, что исторически слово «добро» несло как моральное, так и материальное значение — нажить «добра». В современном понимании это, прежде всего, проявление положительных поступков и моральных качеств. Слово имеет древние корни, связанные с понятием силы и стойкости.
Символика добра
Добро и доброта — обширные понятия, однако их можно разделить на составляющие для лучшего понимания:
— помощь;
— милосердие;
— великодушие;
— человечность;
— любовь.
Что на изображении говорит со зрителем вместо слов? Это символы. Мораль, которую художник хочет передать через цветовую гамму, жесты и многое другое, мы считываем через визуальные образы. Именно с точки зрения символов будем разбираться в том, что такое добро и добродетель.
Смыслы через символы
Подробнее о символике доброты поговорим на примере гравюр Чезаре Рипы.
Когда мы говорим о доброте, в голову приходят разнообразные образы, причем каждый человек представляет ее по-своему. Художники также выражают свое видение, но не только в голове — на холсте.
В XVI–XVII веках европейские читатели увлекались книгами и гравюрами с эмблемами, представляющими собой уникальные изобразительно-словесные композиции. Эти эмблемы создавались в совместной работе художников и литераторов, стремившихся толковать божественные и светские истины. Они стали популярны как в католических, так и в протестантских странах.
Одним из главных трудов, ставшим образцом для многих поколений творческой интеллигенции, была «Иконология» Чезаре Рипы. В этом труде представлено 400 гравюр с эмблемами, изображающими человеческие добродетели и пороки (1568-1640 гг.). Мы разберем несколько из них.
Чезаре Рипа осмыслил добродетель и представил ее в гравюрах. Начнем с гравюры «Помощь». Что это за гравюра и какие смыслы в нее вложены? Какие детали можно подметить?
Гравюра «Помощь». Чезаре Рипа
Фигура старца
Центральная фигура — мужчина в летах, что говорит об опыте, который пришел к нему с годами. Любовь к ближнему есть часть мудрости и человеческого естества. К слову, это откровение можно принять уже сейчас, не оставляя за плечами долгие годы жизни.
Одеяние
На гравюре человек облачен в светлую одежду. Одеяние подчеркивает скромность и отказ от роскоши, что символизирует альтруизм и самоотверженность. Голова героя увенчана гирляндой из оливы, символизирующей мир. На его шее висит цепь с кулоном в виде сердца, олицетворяющим любовь.
Жесты
В жесте фигуры прослеживается определенная динамика. Правая рука старца вытянута и раскрыта. О чем этот жест? Он говорит о готовности помочь — «протянуть руку помощи». Рука раскрыта — искренность без корысти.
Мимика
Взгляд старца направлен вниз, он обращен к фигуре аиста. Лицо расслабленно, однако имеет следы печали. Задумчивый взгляд говорит о рассудительности мужчины.
Божественное присутствие
Вокруг фигуры сияет луч света. Какие ассоциации приходят на ум? Чистота, искренность и доброта. Великолепный луч обозначает божественную помощь. Сия деталь перекликается с изображенным в руке колом, обвитым виноградной лозой. В чем символизм? Без божественной помощи человек подобен лозе без кола — не способен расти вверх. Божественная мудрость — сострадание и помощь ближнему.
Фауна и природа
В левом нижнем углу расположена фигура аиста. Аист обозначает привязанность родителей к своим детям. Родительская любовь абсолютна и безгранична.
Вывод: добро — это в первую очередь чистота. Это относится и к помыслам, и к действиям.
Гравюра «Великодушие». Чезаре Рипа
Этот образ напоминает о великодушии, которое проявляется в действиях молодого человека, борющегося со львом. Его поступок ассоциируется с историей Лифимаха — героя, который ради освобождения от тяжелого заключения попросил льва съесть его.
Выражает самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Жест символизирует готовность пожертвовать собой ради освобождения, демонстрируя высшую степень мужества.
Гравюра «Благотворительность». Чезаре Рипа
На гравюре изображена держащая младенца на левой руке женщина в красном с огненным пламенем на голове, а также двое других детей, один из которых обнимает её правую руку. Красный цвет символизирует благотворительность. Пламя указывает на то, что милосердие никогда не бездействует. Трое детей демонстрируют тройную силу милосердия, так как вера и надежда без него ничего не значат.
Гравюра «Посвящение», автор неизвестен
Гравюра посвящена аллегории привязанности и доброты. На ней изображён человек с ящерицей – символом естественной привязанности к людям. Ящерица символизирует мудрость и способность к обновлению, что подчеркивает важность постоянного роста в проявлении доброты.
Важно уточнить, что искусство аллегорий было популярным в эпоху Ренессанса и барокко, и гравюра «Посвящение» прекрасно передает эти ценности.
Современное искусство и историческая связь
Современное искусство перекликается с полотнами художников прошлых эпох, заимствует устоявшуюся символику и интерпретирует ее с учетом обновленных реалий.
Милосердие
Картина «Humanitas» британского художника Джона Аффлека создана в 2019 году, ее главная героиня — медик. Медики весьма самоотверженны, их профессия прямо направлена на помощь людям.
Какие детали можно увидеть? В руках девушка держит сердце, а это традиционный атрибут милосердия. В углу картины — таблетки, атрибуты медицины как символ помощи страждущим и облегчения страданий.
На картине «Caritas» женщина прижимает к груди троих детей. «Caritas» с латинского переводится как «милосердие» или «любовь». Этот термин обозначает искреннюю и бескорыстную заботу о других людях, стремление к помощи и поддержке нуждающихся.
В христианском контексте «caritas» часто ассоциируется с божественной любовью и является одной из главных добродетелей, подразумевая деятельную любовь к ближнему. На груди женщины-кормилицы снова видим сердце — на медальоне.
Символ сердца фигурирует на картине Франсиско Сурбарана «Аллегория Милосердия». Находится она в музее Прадо и была написана в 1655 году. В руке девушки – горящее сердце. Над головой голубь — символ божественного присутствия.
Еще одно изображение доброты в трактовке Ангелики Кауфман (швейцарская художница, 1741–1807). «Аллегория Милосердия» (вместе с «Аллегорией Человечности»; пара).
Благотворительность
Картина «Благотворительность, облегчающая бедствия» – настоящая жемчужина XVIII века. Чем она так особенна?
На холсте оживает сцена, где молодая женщина раздает еду бедной семье.
Гейнсборо знал толк в эмоциях. Через эту картину он не просто писал красивые образы — бросал вызов существующим нормам и подчеркивал значимость благотворительности. Его работа напоминает, что доброта и сострадание — это действия, которые могут изменить мир.
Детали не оставят равнодушными. Взгляните на эту картину: одинокий мужчина с восхищением наблюдает за сценой, сидя на лестнице. Рядом женщина, сидящая на земле под навьюченным мулом. Дом, украшенный виноградными лозами. Эта атмосфера тепла и света не оставляет сомнений — добро всегда найдет способ проявиться. В небе снова замечаем символ мира — голубя.
Немного об идеализации: картина показывает идеальный мир, где богатые делятся с бедными, помогая тем, кто в этом нуждается. Безусловно, нам всем к этому нужно стремиться.
Плоды добродетели
Картина «Паралитик (плоды хорошего воспитания)» Жана-Батиста Грёза, созданная в 1763 году и находящаяся в Эрмитаже, изображает фигуру парализованного человека, окруженного членами его семьи. Художник, известный своим мастерством в изображении жанровых сцен с элементами морализма, через эту картину подчеркивает не только физическое состояние главного героя, но и его внутреннее богатство и ценности, которые не зависят от физических возможностей.
О чем говорит эта картина? Семья не отвернулась от главного героя, он прожил эту жизнь как добрый человек, искренне любящий своих близких.
Доброта в религиозном контексте
В рассуждениях о добродетели и доброте нельзя не упомянуть религиозный контекст, который играет важную роль в понимании и формировании нравственных качеств человека. Религиозные учения различных традиций подчеркивают важность таких добродетелей, как милосердие, сострадание и гуманность. Эти качества рассматриваются не только как моральные обязанности, но и как духовные идеалы, к которым следует стремиться.
Добрый Пастырь
«Добрый Пастырь» — еще одна трактовка безусловной любви. Доброта в качестве божественной добродетели проявляется в отношении Бога к верующим. Изображение «Доброго Пастыря» — символическое именование и образ Иисуса Христа, которые заимствованы из Ветхого Завета. Они развиваются в Новом Завете как аллегорическое изображение его роли учителя.
Но почему образ не похож на привычный? Этот образ представляет Христа как сильного и юного пастуха, ассоциируя его с молодым Давидом, который до воцарения служил пастырем, защищая паству от волков и хищников.
В иконографии «Доброго Пастыря» в IV веке он изображается безбородым молодым человеком с жезлом, который окружен пасущимися овцами или держит на плечах заблудшую овцу, что символизирует заботу Христа о своих последователях. К слову, этот образ также упоминается в притче о добром пастыре из Евангелия, где Христос описывает себя как того, кто несет заботу о своих овцах.
Иконография «Доброго Пастыря» также связана с римской эмблемой филантропии, где пастух (Орфей Боуколос) изображается среди пасущихся животных, иногда с барашком на коленях. В церковной иконографии омофор, носимый Христом, символизирует заботу о заблудших душах.
Иконопись
В иконографии Страшного Суда Богоматерь изображается в образе заступницы, молящей Христа о прощении грешных. Ее характерная иконография — руки, обращенные вверх.
Представьте себе икону, созданную в XI веке, которая и сегодня вдохновляет на добрые дела. Это «Богородица Заступница», хранящаяся в Национальной галерее древнего искусства в Риме.
На этой иконе Спаситель не изображен напрямую, но подразумевается в качестве адресата молитвы Богородицы. Она — посредница, что молится за всех нас.
Что такое истинное добро? Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает».
Блаженный Августин добавляет: «Где нет веры, там нет и доброго дела, потому что намерение прежде всего делает дело добрым, а доброе намерение происходит от веры».
На этой замечательной цитате подведем итоги. Так что такое доброта?
Добро — это когда человек помогает другим, проявляет заботу и нежность. Это может быть помощь другу, поддержка незнакомца или просто теплое слово. Добро делает мир лучше и наполняет его счастьем. Художник, видящий мир через призму доброты, создаёт картины, наполненные светом и теплом.
Предметы искусства, говорящие о пороках и добродетели, вы можете увидеть воочию на выставке ARTMAISON. В рамках проекта «7 грехов и 7 добродетелей» будут созданы 28 образов — 14 мужских и 14 женских персонажей. Каждый из них иллюстрирует один из 7 грехов или одну из 7 добродетелей. Образы будут представлены в формате стереокартин с использованием дополненной реальности, что позволит визуализировать тему проекта о взаимодействии пороков и добродетелей.
Редакция PRslon